После школы прошло 20 лет, а мне до сих пор не даёт покоя мысль, почему же мы все так ненавидели физру в школе? У меня было освобождение из-за зрения, мне завидовали. Физру прогуливали чаще других уроков.
Моя дочь серьёзно занимается спортивной гимнастикой, казалось бы, что ей какая-то школьная физра? Но она её тоже не любит. Как не любят её и многие другие гимнасты, за чьей жизнью дочка наблюдает в Инстаграмме.
Физкультура направлена на укрепление здоровья человека в процессе двигательной активности. Физкультура тесно связана со спортом, но в спорте цели иные, спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград, когда здоровье отходит на задний план. В физкультуре здоровье первично, к цели идут благодаря всё тем же физическим нагрузкам. Но, как следует из названия, это не только про "физику", но и про культуру.
Как сообщает нам Википедия, слово "культура" впервые встречается в трактате о земледелии De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) древнеримского политика и писателя Марка Порция Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), известного как новатора римской литературы и консервативного борца против пороков и роскоши.
То есть изначально "культура" означало "возделывание", и лишь позднее термин перешёл из земледелия в иные сферы жизни людей и стал означать совокупность понятий "воспитание", "образование", "развитие", "почитание".
Я тут зачиталась законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ , последние поправки и изменения в 2019 году внесены). В нём всё подробно расписано, все понятия объяснены.
физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;
физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.
Таким образом, физическая культура должна нести ценности и знания не только для физического, но и для интеллектуального развития способностей человека, должна совершенствовать двигательную активность человека и формировать здоровый образ жизни, социально адаптировать людей в обществе, а не делить на нормальных/не нормальных, здоровых/больных и т. п. Это должно происходить путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. И дома, и в школе.
Физическое воспитание начинается с первых дней после рождения ребёнка. Даже если мы этого не осознаём – всё равно физическое воспитание идёт.
Основоположником научной системы физического воспитания в России признан врач и педагог Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), сегодня его имя носит Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья. Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания.
Моя дочка в свои 8 лет уже наслышана об этом университете, я в её годы и даже позже ничего такого не знала. Дочь поговаривает о поступлении в вуз, хотя я, честно говоря, имея два высших образования, не вижу в этом острой необходимости. Конечно, во многих профессиях для трудоустройства необходимо иметь "корки", но не во всех, и получать "вышку" ради "вышки" точно не стоит. И копить деньги на обучение тоже ни к чему, если голова есть, ребёнок поступит бесплатно, а если нет, то и нечего плодить бестолковых специалистов, вуз им ума не добавит, а хорошо делать дело, имея реальную профессию в руках можно и без высшего образования. Но это я от темы отошла.
Так почему же многие не любят физру в школе?
Мне было скучно и нагрузки я не тянула, а получать трояки мне отличнице очень не хотелось.
Но нагрузки я не тянула не из-за зрения, а из-за отсутствия физической подготовки. При любом заболевании можно и нужно подобрать оптимальные нагрузки и учить детей пользоваться собственной силой, даже если эта сила не велика. Для детей с проблемами здоровья неплохо было бы внедрять в школе адаптивную физкультуру.
Проходя многочисленные курсы лечения со своим недоношенным сыном, я увидела, что дети, которых берегут от нагрузок и жалеют хуже восстанавливаются.
Физические нагрузки необходимы всем. Когда я работала социальным работником я увидела, что старики, жалеющие себя, не нагружающие, в скором времени вообще перестают ходить и пересаживаются в инвалидные коляски.
Нам с детства не прививают физическую культуру, вот мы и стремимся отдыхать на диване. Очень надеюсь, что сейчас отношение меняется и педагоги к преподаванию физкультуры начнут подходить иначе, без скуки и уравниловки.
Моя дочь не любит физкультуру за отсутствие более сложных заданий для тех, кто может, и тоже за скуку.
А вы любили физру в школе? А ваши дети/внуки как к ней относятся?
О различиях лечебной и адаптивной физкультуры.