Свершилось! Закипело! Заработало! В Светлогорске что-то делают с пляжем и делают круто, профессионально, хоть и медленно. Как и любая другая профессиональная деятельность, эта тоже вызывает много вопросов. Попробуем разобраться.
Вы логично спросите при чем здесь Папина Кухня? Ведь началось всё с выпечки хлеба. Верно. Но по профессии я дреджерист, человек, магическим образом перемещающий кучи песка с места на место по земному шару. Куличики делаю. Их ведь тоже пекут, правда?
Что же происходит в Светлогорске и окрестностях?
Больше меня вам расскажут местные СМИ. Я лишь опишу своими словами то, что вижу. Восстанавливают пляж. Вы спросите, как же, только бревна забивают да камни туда-сюда таскают, причем тут пляж? А я скажу сакраментальное: всему свое время.
Вот для примера, на пальцах. Возьмите таз с водой, что побольше. Бросьте в центр горсть песка. Что получилось? Ничего? Правильно, бросьте еще горсть, и продолжайте бросать, пока песок не появится над поверхностью воды. Поздравляю, вы только что повторили природный процесс и насыпали остров! Можете назвать себя дреджеристом, а остров - своим именем. Теперь трясите и раскачивайте таз, повторяйте другой природный процесс - шторм. Что случилось с островом, можно уже не объяснять.
То же самое (учитывая размеры , конечно) происходит на северном побережье Калининградской области от мыса Таран до Куршской косы - размывается берег.
Почему размывается берег?
Здесь не будет мудрых геологических терминов. Во-первых, это скучно. Во-вторых, я и сам половины их не знаю.
Что мы вообще об этом слышали в контексте Светлогорска (остановимся на нём, так проще, хотя всё сказанное применимо ко многим прибрежным городкам земного шара)?
Ветровая эрозия склонов, волны размывают, застройка неправильная, а вот при немцах... Всё так, всё по своему влияет. Но разрушает берег течение. Продольное течение вдоль берега. Вовсе не приливно-отливное, на Балтике оно почти не ощущается, и не отбойное течение волн. Течение вдоль берега.
Здесь оно идет с запада на восток, оказывая максимальное воздействие именно на северное побережье. Как это происходит? Волны и ветер перемещают песок перпендикулярно берегу. То туда, то обратно. Намоют метр, смоют метр. Всё равно что вы будете плескаться в своем тазу с островом - количество песка в нем не изменится. А если вы тазик наклоните и создадите постоянный и устойчивый поток? Продолжая плескаться, вы просто выльете весь свой "островок" на пол. Вот так и прибрежное течение уносит песок.
Пока был большой пляж, это было малозаметно непосвещенному отдыхающему. Но потом пляжа не стало, вода подошла к склонам, волны разрушили променад, и у кого-то в верхах знатно подгорело. Пляж, между прочим, был естественной защитой от моря, поэтому в последние годы так много разрушений: вся энергия волн обрушивается на незащищенный и неукрепленный берег.
Волны песок поднимают, течение уносит. И перекатывает его по побережью далеко-далеко.
Но что будет, если на пути песка встанет преграда? Куршская коса, например? Или Пионерский порт? И там, и там чудесные пляжи! Песок осел и радует отдыхающих.
Идея! Давайте натыкаем преград, песок никуда не уйдет!
Да, как если бы поток в нашем тазике мы перекрыли ладошкой. Но не так всё просто. Преграда создает другую проблему. С одной стороны песок задерживается и оседает. А с другой - эрозия усиливается бешеными темпами.
На самом деле по разные стороны любого препятствия на пути прибрежного течения будут происходить кардинально противоположные явления. Что же делать? Строить длинную и непрерывную линию заграждений, преград и препятствий. Ура, к этому всё и идет.
Как это работает?
Существует несколько способов бороться с наступлением моря. Не будем останавливаться на обязательных в отчетах "ничего не делать" и "переносить строительство подальше". Нам они заранее не подходят. Нужно укрепить берег и нарастить пляж. Собственно как я уже упоминал, он сам прекрасно всё укрепляет. Вот здесь уже выбор попроще, сводящийся к двум основным вариантам: насыпать песок ручками (ну ладно, техникой) или доверить эту работу морю.
"Вручную" процесс быстрый и контролируемый. Грузовиками можно подсыпать небольшой участок, например, для защиты какого-нибудь другого сооружения. Причем таким - сухим - способом чаще перемещают крупный материал, гравий и камни. Большое количество песка лучше намыть: при перемешивании с водой он ведет себя как жидкость. Для этого применяется дреджер, земснаряд в традиционном русском наименовании.
В нашем случае это инженерное судно с мощными насосами и грунтозаборными трубами. Оно может поднять песок со дна с довольно приличной глубины, перевести в нужное место и выгрузить разными способами. Все вопросы о том, что такой песок "грязный" и на пляж не похож, решаются парочкой хороших дождей.
Однако, намыть пляж дреджером это дорого. Кроме самого красавца-парохода, нужно еще и песок где-то найти, нужно лицензировать его добычу и потом всё равно нужно новый пляж защитить от прибрежного течения.
И тут нам на помощь приходит природа. Почему бы не использовать силу самого прибрежного течения?
Мы уже согласились, что нужно его притормозить. Остановить его совсем невозможно, разве что построить дамбу через всё море. Но можно уменьшить его скорость в небольшой полосе у берега, что позволит нам сохранить пляж. Для этого пригодятся (барабанная дробь)...
Буны и волноломы
Вот вот, термины пошли. Они еще называются groyne и offshore breakwater. Это если кому-то захочется в англоязычном интернете покопаться.
Выглядит это так (на пальцах): сооружение из камней и/или бревен перпендикулярно берегу - буна (полузапруда, шпора). Конструкция преимущественно из камней параллельно береговой линии чуть подальше в море - волнолом. Конечно и те и другие бывают и под непрямым углом к берегу, на это влияет основное направление волн. Что будет использоваться в конкретном случае, немало зависит от доступности строительного материала.
Как это работает?
Волнолом меняет потоки воды в прибрежной полосе. В целом там замедляется прибрежное течение. Воде проще идти в обход волнолома, поближе к морю. В просвете между волноломами создается отбойное течение: оно движется от берега в море и уносит всё на свете (купаться там очень не рекомендую), зато за волноломом (со стороны берега) происходит активное отложение песка. Постепенно появляется песчаная коса - томболо - и весь процесс формирования нового берега теперь напоминает работу бун.
А как там обстоит дело? Буна создает прямое препятствие прибрежному течению. Поток воды внезапно натыкается на неё и начинает огибать, захватывая песок (отбойное течение получается, ой-ой опасно). На конце буны поток срывается, там тоже размывается грунт (поэтому в конце бун иногда специально подсыпают песок грузовиками), который волнами выносится внутрь, в пространство между бунами. Вода течет дальше, натыкается на вторую преграду, процесс повторяется. Так песок перемещается от одной буне к другой, но гораздо медленнее, чем на открытом, незащищенном пляже. Постепенно формируется новый берег, шириной равной длине бун.
Да, логичный вопрос, а откуда же взяться песку в самом начале пути? Вот, это та самая вторая сторона медали, то есть преграды, с ускоренной эрозией. Если стоит задача защитить береговую линию в черте города, набережную или участок дороги, то можно, наверное, просто бросить строительство берегозащитных сооружений и посмотреть что будет через пару десятков лет. Там, глядишь, будет новая муниципальная власть, и это будут уже её проблемы. Можно остановить строительство у естественного резервуара песка - какого-нибудь незастроенного и неиспользуемого обрыва. Высший пилотаж - придуманный голландцами песочный мотор (это прямой перевод с голландского zandmotor). Где-нибудь выше по течению (имеется в виду прибрежное) дреджер быстро и не сильно прицеливаясь накидывает песчанную косу под углом к берегу, а прибрежное течение и волны уже сами разносят её по побережью. Это дешевле прямого намывания пляжа.
В нашем регионе, по слухам, когда-то случился оползень в районе Филинской бухты, получился тот самый зендмотор, который дал пищи прибрежному течению на несколько лет. Правда, достоверной информации об этом явлении я не нашел, поэтому ручаться не буду.
Ну а что за бревна в Светлогорске?
А это те самые буны. Они идут перпендикулярно берегу. Сначала грузовики и экскаваторы накидывают камни, получается мол, по которому может проехать техника.
Дальше специально снаряженный экскаватор с вибратором вместо ковша по одному загоняняет в грунт бревна. Не забивает, как сваи на стройке, а использует вибрацию, чтобы временно размягчить песок под бревном. Что именно за дерево там используется, я не знаю, видимо, что-то хвойное и устойчивое к гниению.
Когда буна готова, камни можно собрать экскаватором и перевести на место строительства другой. Так можно сэкономить огромную массу дорогого материала.
Бревна вдоль пляжа, что многие поначалу принимали за ту самую защиту и справедливо недоумевали, зачем (если бетонный променад разбило, то как эти деревяшки помогут?), на деле всего лишь подпорка, чтобы оставшийся на пляже песок не уехал в море вместе с грузовиком. Скорее всего, их тоже вынут и используют в другом месте.
Элегантное, экономное решение. Эффективно используется строительный материал, минимум техники и персонала. Уже можно наблюдать потихоньку оседающий песочек по углам.
Главное не останавливаться, не бросать установку бун за поворотом, и тогда сам собою вырастет красивый пляж. Он, конечно, привлечет туристов, которым захочется где-то поесть, где-то отдохнуть, чем-то развлечься, а спрос рождает предложение - и происходит естественное развитие прибрежного курортного города. Куда я с радостью приеду со своим ребенком выпекать куличики на пляже.