Рубрика: Флэшбэк
Вступление
«The Sopranos», а в российской адаптации почему-то переведенный как «Клан Сопрано», стал не просто одним из самых высоко оцененных сериалов в истории, но и начал заново писать эру телевидения, которая на данный момент и заправляет нашим миром. Главная фишка — это драма об антигероях, в которой скрупулезно разбирается их сложная жизнь, и главный герой Энтони Сопрано, естественно, босс всех этих антигероев.
Ни много ни мало прошёл уже 21 год с момента премьеры сериала и отрадно, что за всё это время он не потерял актуальности и свежести, всегда находясь в топе. Хотя в последнее время за огромным количеством производимых ныне сериалов, народ стал забывать, каким на самом деле должен быть качественный сериал.
Кстати, из-за пандемии коронавируса отложили на март 2021 года полнометражный фильм-приквел «Множественные святые Ньюарка»(к слову, в режиссёрском кресле сам создатель сериала «Сопрано» Дэвид Чейз), а это хороший повод пересмотреть сериал и оценить, как «Сопрано» повлиял на нынешнюю индустрию сериалов.
Рецепт создания
До «Клана Сопрано» Дэвид Чейз проработал на телевидении 20 лет, тем не менее конкретно эту идею, он хотел сначала воплотить в виде полнометражного фильма. К счастью, в 1995 году коллега переубедил его и это было абсолютно правильным решением. Когда спустя три с половиной года сериал вышел на кабельном канале HBO, то многие зрители отметили, что выглядит он, как кино, подразумевая как комплимент, но стало этаким бичом текущей золотой эры.
Под «как кино» имелось в виду качество съемки, игра актеров, драматическое развитие сюжета и в целом наличие развития персонажей, и действительно на момент выхода «Сопрано» все это для телеиндустрии было редкостью за исключением редких сериалов, которые были недолгожителями, а попросту «не заходили». Но «Сопрано» как ни крути по своей структуре, работе с персонажами, сценарию и в конце концов, по опыту создателей это всё-таки сериал. Ведь вся команда Чейза много лет работала на ТВ и про сериалы знала куда больше, чем про большое кино. И именно поэтому «Сопрано» выстрелил не потому что HBO решили показать зрителям очень длинный фильм, а потому что максимально использовали потенциал сериалов, как отдельного вида драматического искусства и это с лихвой получилось, так как в классической трехактной структуре кинофильмов это никак бы не сработало. Поскольку здесь нет на самом деле единой истории, тут есть один персонаж, который в разных историях ведет себя по-разному и участвует в них на разных ролях, причем не всегда первостепенных. Именно поэтому сериалы в итоге стали идеальным рецептом для историй про антигероев.
Одна из магий телесериалов заключается в том, что они делают зрителей членами той компании, о которой рассказывают. Вот и в этом сериале они переносятся в Нью-Джерси и становятся одними из семьи Сопрано. Поэтому в «Клане Сопрано» много внимания уделялось именно быту: семейные ужины и воскресные обеды, появляющиеся родственники и, в частности, болезни, по количеству сцен в больнице «Сопрано» может конкурировать с сериалами про врачей.
Ещё один признак понимания того, что авторы сериала досконально спланировали всё заранее — это то, что они понимали, что делать с детскими персонажами: взросление маленьких героев было заложено изначально, а также и та роль, которую повзрослевшие дети потом сыграют. И это лишний раз подчеркивает, огромную работу и добросовестный подход к делу.
Настоящий антигерой
Энтони Сопрано был первым полноценным сериальным антигероем новой эпохи и, по моему мнению, он остался единственным настоящим злодеем, глядя на такие сериалы, как «Во все тяжкие», «Американцы», «Сыны анархии», «Блудливая Калифорния», «Рэй Донован», «Барри» и многих других последователей. Видно, что авторы пытались создать образы антигероев, которые разрушают все вокруг себя, но практически все они в конце концов сдавались или давали повод посочувствовать персонажам.
Энтони же реально оставался злодеем до самого конца и на каждый повод ему сопереживать отвечал каким-нибудь новым ещё более жутким злодейством. Главный герой «Сопрано» никогда не занимался моральными терзаниями и не пытался оправдать действия, а только ещё глубже зарывался в причины того, почему он такой. До сих пор у многих фанатов сериала бытует такое мнение, что образ Энтони Сопрано не такой уж и плохой, возможно, это связано с тем, что взгляды героя и самих зрителей на реальную жизнь и поступки очень схожи.
Социальная значимость
В одном из первых эпизодов коллеги Тони Сопрано выясняют, что он начал ходить к психотерапевту, а сам герой узнает про своего дядю (босса их ячейки мафии) Джуниора, что тот любит делать куннилингус своей подруге. Понятное дело, что и поход к терапевту, и куннилингус — это, конечно, «не мужские» поступки и, просочившаяся правда подрывает авторитет обоих мафиози, во многом становится причиной длинной цепочки очень печальных событий. «Сопрано» поразительным образом выдерживает проверку на соответствие современным, резко поменявшимся за последние 10 лет, нормам морали.
Задолго до того, как «мужланство» стало термином из новостного цикла и основной темой десятков современных сериалов, «Сопрано» уже начал исследование на эту тему: про подавленную сексуальность тоже, про ксенофобию (особое внимание уделяется расизму Энтони, которое поражает тем, что сам-то он итало-американец), про культуру насилия, про феминизм (в этом плане очень важен персонаж Кармелы, жены Энтони) и даже нашлось место гомосексуализму.
«Клан Сопрано» особое внимание уделяет и нормам в том обществе, о котором он рассказывает. Нормам, согласно которым бить жен и любовниц, это нормально, или, у мужчины в принципе обязана быть любовница, а если её нет, то он одновременно и уникальный человек, и подкаблучник. Да, Энтони при этом, конечно же, абсолютно испорчен своей мамой, и она во многом ответственна за то, что он таким вырос. Но в то же время старшие друзья Энтони, знавшие его отца, со смехом вспоминают, как Сопрано-старший прострелил жене дырку в прическе, как будто это совсем безобидный анекдот.
При этом у «Сопрано» почему-то получается подходить к этим темам тоньше и аккуратнее, чем многим современникам, прибегая даже к хорошему добротному юмору. Здесь нет ситуаций, которые были специально созданы для высказывания аргументов в споре, потому что и спора тоже, в общем-то, нет. Сериалу на момент выхода удалось избежать дискуссий о том, насколько он соответствует тем или иным моральным нормам, поскольку всё сделано, по совести.
Самый эпичный финал
Финал сериала «Клан Сопрано» — это, конечно, его самая главная фишка, которую он совершил со всеми своими последователями. Пожалуй, никто не сможет закончить шоу так же, как это сделал Дэвид Чейз. Одно из главных отличий сериалов от кино в том, что они не приемлют финалов в принципе, их сущность не кончаться. Вряд ли есть в мире хоть какая-то концовка, которая устроила бы зрителей «Остаться в живых», «Игры престолов», «Во все тяжкие» и многих других хороших сериалов. Завершение «Сопрано» не о том, выжил ли Энтони или нет. Куда важнее то, что нам уже точно дали понять, что он неизлечим и никогда уже не поменяется.
Вселенная «Сопрано» не завершилась каким-то определённым финалом, вполне вероятно, что в ней есть еще с десяток сезонов, но, к счастью, нам показали достаточно, чтобы можно было это уже не смотреть. Финал «Сопрано» — это как любимый ситком, который резко обрывается на последнем удачном сезоне. Лучшая судьба для любого сериала, который не хочет превращаться в кино и иметь осмысленное завершение, заключается в том, чтобы каждый зритель выберет СВОЙ финал. И на этом месте я, пожалуй, закончу многообещающим троеточием …
BONUS
Самая главная рекомендация к просмотру данного сериала — смотреть в правильном переводе Дмитрия «Гоблина» Пучкова, который переозвучил все 6 сезонов, а это на минутку 86 эпизодов. А история такая, что до этого сериал был озвучен им же для телеканала ТВ3, который успешно показал 5 сезонов в эфире. Однако к показу 6 сезона телеканал поменял направление и попросту не выпустил его. По этому случаю фанаты сериала очень долго тосковали по незаконченному переводу, но спустя годы прилетела новость о том, что камрад Дмитрий Юрьевич всё-таки заново переозвучил сериал. Кстати, он выходит в новой озвучке на серисах Wink и Amediateka по две серии раз в неделю (по пятницам). Сейчас фактически вышло уже 3 сезона.
Почему же стоит смотреть именно в переводе Гоблина? Да, потому что переведено правильно, а это самое главное, так как переводы НТВ или Амедиатеки, очень слабо отражают суть всего происходящего, ну и, конечно, харизматичное звучание камрада всегда радует. Так что приятного просмотра!
Подписывайтесь на канал "Сериалышная" и узнавайте о новинках, а также ностальгируйте вместе с нами по хитам прошлых лет😉
Фото из интернета