Каждый из нас ежедневно сталкивается с покупкой разнообразных материальных благ, что дает нам основания получить статус потребителя. Это не какое-то абстрактное понятие, а набор конкретных прав и обязанностей, которые нужно выполнять. К сожалению, где есть потребление, там возникают и связанные с ним проблемы. Наиболее частые – продажа продуктов или оказание услуг, не соответствующих нормативам.
Все это регламентируется действующим законодательством, однако многие люди буквально не догадываются об этом. Следовательно, знание базовых принципов защиты прав потребителя должно быть обязательным для каждого. К ним относится понимание последовательности действий в случае нарушения прав. В ряде конфликтных ситуаций это позволит добиться правоты самостоятельно.
Для защиты прав потребителя нужно действовать корректно и исходить из положений закона N 2300-1 «О защите прав потребителей». Если конфликтная ситуация все-таки возникла, а полюбовно договориться не удается, то следует начать с составления письменной претензии. Ее адресатом выступает организация, оказывающая услуги или реализующая товар. В текстовой форме должны быть перечислены все требования покупателя, а также нарушенные, по мнению покупателя, права.
Закон четко определяет сроки, как для подачи претензии, так и для ответа на нее. Однако в случае нахождения в продукте или услугах каких-либо недостатков, продавец имеет право удостовериться в них. Если даже после этого договориться не удалось, то остается обращаться за защитой прав потребителя в судебные инстанции. Подобные иски полностью освобождаются от оплаты госпошлины. Поэтому не стоит опасаться, что судебные издержки окажутся значительно выше стоимости товара.
Права потребителей, гарантированные законом:
- соответствие товаров или услуг установленным в нашей стране стандартам качества, в том числе ГОСТ;
- использование продуктов по назначению не должно представлять опасности для жизни и здоровья покупателя в случае правильного использования;
- продавец обязан в доступной для покупателя форме предоставить достоверную информацию о товаре или услуге;
- в случае нахождения изъянов или нарушений, продавец обязан возместить ущерб в полном объеме – замена товара или выплата денежного эквивалента;
- наличие имущественного вреда считается достаточным условием для предъявления требований по возмещению морального ущерба. Его точный размер определяет суд.
Если вы не чувствуете в себе уверенность заниматься перечисленными выше действиями самостоятельно, то лучше не рисковать. Рекомендуем обратиться к профессиональным специалистам в области защиты прав потребителей. Это можно сделать в рамках любого из этапов.