Большая катушка
В начале 80-х я оказался обладателем очень неплохого импортного магнитофона именитой фирмы, у которого было разлажено буквально все – от кинематики до электроники. Добрые люди, сотрудники одной студии звукозаписи, за бутылку армянского снабдили меня ценнейшей вещью, тестовой лентой «ЛИР», с работы я позаимствовал генератор и двухлучевой осциллограф (оба – Philips), и с энтузиазмом принялся за настройку аппарата. В то время я трудился инженером-электронщиком в вычислительном центре, так что приведение в чувство магнитофона не составило для меня особой проблемы, и уже через пару дней фирменный бобинник честно демонстрировал параметры, заявленные в руководстве пользователя.
Успехом я поделился со знакомыми меломанами, заработало сарафанное радио, от желающих довести до ума аппаратуру не стало отбоя, в результате я в течение нескольких лет подрабатывал недурно оплачиваемым ремеслом.
Через мои руки прошли десятки японских, немецких, голландских и советских аппаратов, и одним из первых на рабочем столе оказался примечательный во всех отношениях Akai GX-4000D.
Историю появления этого магнитофона в модельном ряду Akai надо начать с того, что в середине 60-х маркетологи компании решили, что самое время приняться за разработку бюджетного аппарата, обладающего характеристиками уровня Hi-fi. Так в 1967 году появилась модель 3000 D, конструкция которой так понравилась производителю (очевидно, благодаря дешевизне), что на этой платформе в течение 18 лет была выпущена целая куча моделей. Здесь были и приставки, и полные магнитофоны, с пермаллоевыми головками и со стеклоферритом, с деревянными боковинами и без них. Главное, что их объединяло – все они были построены на одномоторной кинематике, имели сквозной канал и чисто механическое управление, без единого соленоида. Akai GX-4000D стал последней и самой дорогой моделью в этом ряду. Аппарат выпускался с 1981 по 1984 год и стоил в полтора раза дороже аналогичного Akai 4000-DS MK II с пермаллоевыми головками.
Akai GX-4000D, как и все магнитофоны, имел свои достоинства и недостатки. Первые сделали эту модель необычайно популярной во всем мире, со вторыми приходилось либо смириться, либо бороться по мере сил и возможностей.
Начнем с достоинств.
1. Исключительно простая, надежная и ремонтопригодная механика. Модель обладала поразительной живучестью, в ней буквально нечему ломаться, и если вовремя делать профилактику, то все узлы, включая подшипники трения, способны функционировать без нареканий десятилетиями.
2. Незамысловатая, лаконичная схема. Ничего лишнего, все регулировки просты и понятны, настраивать аппарат – одно удовольствие.
3. Субъективно хорошее звучание, несколько жестковатое (спасибо стеклоферриту), но именно такое, какое необходимо для воспроизведения модной на то время музыки – диско и практически всех направлений рока.
4. Ручное переключение коррекции. Очень удобная штука: если оригинал глуховат, можно фонограмму писать на скорости 19 с коррекцией на 9,5, тогда копия выходит заметно звонче оригинала.
5. При относительно скромной цене очень приличные заявленные параметры:
– Частотный диапазон на скорости 19 см/сек – 30—24 000 Гц
– Частотный диапазон на скорости 9,5 см/сек – 30—16 000 Гц
– Коэффициент детонаций на скорости 19 см/сек – 0,08%
– Коэффициент детонаций на скорости 9,5 см/сек – 0,12%
– Соотношение сигнал/шум на скорости 19 см/сек свыше 57 дБ
– Отклонение скорости движения ленты не более 2%
– Коэффициент нелинейных искажений менее 1%
Большинство обладателей Akai GX-4000D были не в состоянии на слух отличить запись Ottawan на скорости 19 от такой же фонограммы на скорости 9,5, поэтому радостно пользовались только последней, экономя на магнитной ленте и не замечая недостатки аппарата до тех пор, пока они не начинали заявлять о себе во весь голос.