Патриархат - это системное угнетение женщин. Угнетение - это подавление воли, желаний, силы, эмоций, сознания, прав, возможностей и др. Примером угнетения является лишение юридических прав (право на самозащиту - сёстры Хачатурян), табу (на месячные, на обсуждение «женских проблем», обесценивание женского мнения и взгляда на мир) и др.
Сразу скажу - на вопрос, «почему появился патриархат» - точного ответа нет, поскольку все причины, которые привели к нему, учесть невозможно (увы, таков «грешок» исторической науки в целом). Тем не менее, мы можем назвать тенденции и особенности, которые к патриархату привели.
Нет ни одной социально-культурной сферы, которая не была бы патриархальной, то есть, в которой бы мужчина не имел бы доминирующую позицию. Даже научные труды (а что у нас есть для познания мира, кроме науки?) создавались и создаются через призму патриархата, примером чего является психология, сексология, зоология, история и др.
Маркс и Энгельс склонялись к тому, что до патриархата был матриархат, и патриархат, по сути, является формацией. Но в настоящее время нет доказательств того, что женщины когда-либо подавляли мужчин. Есть наиболее близкое к реальности предположение - до патриархата социальная модель была эгалитарной.
Началось всё в период неолита, с обмена женщинами. Не потому, что они слабые или не сопротивлялись. А потому что всё началось без феминицида, как нечто, будто бы удобное для всех. А потом лишение прав женщин стало накапливаться и превратилось в системное угнетение женщин, где любое неповиновение системе каралось муками, изнасилованиями или смертью (феминицидом).
«Обмен женщинами» - этот термин был введён в научный оборот К. Леви-Строссом. Далее его развили Г. Рубин, Г. Ленер и другие.
Основные элементы патриархата возникли в Месопотамии 4 тыс. лет назад. В период 2 тысячи лет до нашей эры стали массово возникать законы (в том числе и законы Хаммурапи), контролирующие и подавляющие женскую сексуальность, права женщин как класса.
Первая причина патриархата. Женщина является более ценной и многофункциональной, чем мужчина. Как показывает история, женщина может всё, что может и мужчина, а мужчина не может всего того, что может женщина.
Мужчину можно использовать лишь в качестве рабочей силы. Женщину в качестве роженицы (дети - важный биоресурс для любого государства и племени) и рабочей силы.
Именно на женщин возлагались наибольшие запреты (чем на любые, даже мужские угнетённые группы), потому что то, сколько и когда родила женщина, играло важнейшую роль для всего племени (союза племён, догосударственного или государственного образования).
Обмен чем-либо в принципе является важнейшей частью развития цивилизаций. Обмен предполагал добрососедские отношения. Дар и дарение являлись частью налаживания отношений между семьями, кланами, племенами, государствами.
Женщина - самый ценный ресурс, имеющийся у человечества в целом, как у мужчин, так и у женщин. При всём этом именно женщины определяли отношения между женщинами и мужчинами, поскольку, мужчины лишены функции воспроизводства. Именно женщина отвечала за то, какие отношения будут между членами племени: дочь - мать, сестра- сестра, брат-брат, сын-отец и так далее. И это вторая причина патриархата.
Третья причина патриархата вытекает из второй. Большую роль в жизни обществ играло табу на инцест. А именно женщины определяли то, с кем и кто может начать сексуальные отношения (не дочь-отец, не сын-мать).
И факт того, что женщина определяла вид отношения человека к человеку возлагал на женщину определённую социальную ответственность. Поэтому сексуальность (особенно женская) была поставлена под табу, в попытке распределить власть между женщиной и другими членами сообщества. Как мужчинам, так и от части, женщинам, было выгодно диктовать другим женщинам, как именно, посредством брачных отношений, построить систему родства.
Заключение браков и налаживание добрососедских отношений между кланами происходил посредством брачного договора - обмена женщинами. Можно предположить, что в начале этого обмена, права женщин не ущемлялись, но со временем ограничения на женщин накапливались. Четвёртая причина патриархата: налаживание добрососедский отношений посредством заключения брачного договора.
Пятая причина патриархата. Вытекает из четвёртой. Заключение брачного договора придало женщине особую ценность. То есть женщина стала иметь цену, при чём, со временем, товарную. В начале второго тысячелетия до нашей эры бедные семьи в Месопотамии продавали женщин в сексуальное рабство или в брак, тем самым получая доход. Так, результатом обмена женщинами стала объективация.
В процессе укрепления патриархата вся власть над женщиной перешла к мужчине. В обмен на это женщины получали власть господствовать над женщинами (и иногда мужчинами) из низших классов, сословий, социальных страт.
Именно сексуальное поведение женщин стало наиболее табуированным. Мужчины присвоили репродуктивную (рожать, воспроизводить) и продуктивную (рабочая сила) способности женского организма. Гейл Рубин сделала предположение, что первоначальной формой капитала были репродуктивные способности женщин.
Во главе каждой из семей стоял мужчина. Мужчины были поделены на классы, один класс доминировал над другим. В обмен на это каждый мужчина (даже из низших слоёв) мог распоряжаться женщиной в своей семье. Семья (брак) - это единица патриархального общества. Для государства было важным иметь армии и руководить ими в той же мере, как было важным, чтобы каждый мужчина контролировал женщин в своих семьях. Для контроля над социальной иерархией каждая женщина принадлежала мужчине. А свободных женщин считали маргинальными, деклассированными элементами, и всячески «возвращали в систему». (Иногда доходило до абсурда - феномен сжигания «ведьм».)
Хочу подчеркнуть, что патриархат не являлся единственным путём для социального и государственного развития. Он был выгоден мужчинам, начат ими, и они получали больше прав и возможностей в процессе воспроизведения своих тиранических ролей. Женщины не имели средств для сопротивления, на женщину всегда (и сейчас) накладывалось больше табу, чем на мужчин.
Женщины угнетены уже 4 тысячи лет. Всегда классовые или расовые особенности мешали женщинам осознать себя как угнетённую группу. Мешают и сейчас, отсюда и крики, мол, феминизм не нужен, феминистки страшные, у феминисток просто мужиков нормальных не было.
Итак, наибольшую роль в развитии и укреплении патриархальной общественной парадигмы сыграло то, что мужчины, не имея возможности к воспроизведению рода, присвоили её себе.
Шестая причина патриархата - наиболее распространена. Это ослабление женского организма родами. На основании современных знаний о родах, можно предположить, что некоторые женщины физически бывали слабее мужчин на протяжении девяти-двенадцати месяцев, а для некоторых роды были смертельными или навсегда сильно калечили организм. Мужчина становился опасным для женщины. Насильственное оплодотворение могло поставить женщину на край между жизнью и смертью.
Когда племя нападало на племя, убивать женщин было не выгодно. Потому что женщины способны количественно пополнить племя. В итоге «чужих» женщин брали в победившее племя, а мужчин, как людей с отсутствием ресурса воспроизведения, убивали. Первыми были рабыни, а не рабы. Женщины слишком ценны, чтобы убивать их.
Именно женщины были самым эксплуатируемым классом в истории. Маркс и Энгельс первыми поставили эту проблему, подняв вопрос зависимости женщин.
Именно из-за тенденции подавления свободы женщин с целью контролировать отношения между людьми (кто кому родственник, с кем можно иметь сексуальные связи, а с кем нет) и возникли извращенные формы патриархата в виде феминицида во всех его формах.
Это привело к тому, что мужчины придумали множество различий между собой и женщинами (о женской слабости, глупости, лживости), культивировали всё «мужское» и облили грязью всё «женское». Так патриархат стал мифологическим, перешёл в систему символического господства, в нашем случае, фаллического. Восхваление мужской репродуктивной системы. Иными словами, мужского полового органа. Отсюда родилась фаллическая культура, столь свойственная Греческой, Римской, и нашей, Европейской цивилизациям. Изнасилования, публичные убийства женщин стали массовыми и стали нормой запугивания женщин, одним из способов «возвращения в систему» «непослушных» женщин.
Мужчины присвоили себе репродуктивную способность женщины и создали свои лживые, фаллические теологии, в которых мужчина - это исток и начало жизни. Мужчины подкрепили это тем, что «так сказал бог». Именно поэтому феминизм противостоит религиям, где образ женщины - это всегда образ существа второго сорта.
Реформы, сколь либеральными бы они ни были, являются частью эмансипации женщин, но никак не влияют на патриархат, как справедливо заметила Г. Ленер. Для свержения патриархата нужна революция. И в первую очередь - революция в умах женщин. Необходимо создание женской группальности. Только объединение и зарождение общего (в нашем случае общеженского) сознания у угнетённой группы может привести к борьбе с угнетателем и его идеологией.
Разумеется, патриархат скоро умрёт. И мы живём в эпоху перемен. Патриархат настолько извратился, что стал вредить даже самим мужчинам. Разумеется, при этом, сравнивать вред от патриархата для женщин и для мужчин - пустое дело и глупое занятие, так как сразу понятно, кто тут пострадавшие.
Сегодня именно женщины являются движущей силой в борьбе за нормальный мир. Мир, в котором бы отсутствовало понятие гендера. Мир, в котором женщина сама могла выбирать, кем ей быть и что ей делать.
Мы видели всё, что сделали мужчины: бесконечное количество войн, крестовые походы, сжигание ведьм, экологический вред, многочисленные научные заблуждения... Мы, феминистки, не хотим такого мироустройства.
Мы боремся не против мужчин, по праву, носителей патриархата и угнетателей женщин, но против т.н. «мужского», «мачистского» в мужчинах, и за равные права каждого члена общества в социуме.
По логике вещей, мужчины менее ценны, чем женщины для человеческого рода, общества в целом. Но это не делает мужчин людьми в меньшей степени.
Патриархат случился не потому, что женщины слабее мужчин в чём-либо, а потому, что женщины обладают «наибольшей ценностью», чем мужчины, так как имеют способность продолжать род, что является стержнем любого общества, любого клана, любого государства. И именно мужчины, благодаря стечению исторических тенденций, получили власть над женщиной. Мы знаем, что это несправедливо, мы знаем, что это неправомерно, лицемерно. И это прекратится.
Вина за патриархат и феминицид в настоящее время лежит на мужчинах, потому что они не желают отпускать из своих рук права на женщин как на товар (проституция, изнасилования, сексуальное рабство и т.д.). Если женщины и поддерживают патриархальное устройство общества, то лишь от того, что именно на женщин направлен прессинг, что именно так женщины могут себя хоть как-то обезопасить. Потому что «хороших», послушных женщин, не убивают и не насилуют (нет).
Социальный статус женщины был зависим от мужчины, которому её отдали (продали). Родилась - зависишь от отца, подросла - выдали замуж, зависишь от мужа. Вся история женщин - это бегство от одного «защитника» к другому. Мужчины поделили мир на «своё» и «чужое», насилуя и убивая «чужих» женщин, и «защищая» своих. И они не понимают, что проблема в этой цепочки - именно они.
Конец патриархата близок. На протяжении всей истории человечества - именно феминистки (то есть маргиналки, революционерки, воительницы) ИЗМЕНЯЛИ МИР, ИЗМЕНЯЮТ МИР И ИЗМЕНЯТ МИР.
Поскриптум. Я не хочу обвинять мужчин в чём-либо, не ставила это целью. Мужчины сами себя обвинили уже давно и не стесняются этого, открыто выступая за лишение женщин их прав на их тела (запрет абортов, запрет профессий, негласные запреты для женщин во всех сферах жизнедеятельности и так далее). Я не демонизирую мужчин. Мужчины сами себя демонизировали (покупают-продают женщин, обвиняют жертв домашнего насилия, защищают насильника сестёр Хачатурян, угрожают фем- и ЛГБТ- активисткам и убивают их, бьют своих жён, абьюзят дочерей...) - и не стесняются этого.