Ещё год назад я твердо верил: измени формат народных гуляний – поменяется общество. Крутил носом от пошлости, которую несёт в себе эстафета дней города и праздников села. Но сейчас уверен: оставь коньяк, шашлык и разливное пиво, мы сможем сделать культурную революцию.
Государственные праздники, как Металлика последние десять лет: предсказуемы, скучны, но собирают рекордное количество людей. Традиция стала уютным паттерном, где красная отметка в календаре – легальный и дешёвый способ разгрузки.
Самые активные начинают разгружаться с утра: занимают столики, бережно раскладывают припасенный паёк и разливают первые пять капель. Смущённо чокаются и полушепотом начинают обсуждать насущное.
На фоне рабочие второпях монтируют сцену, на которой через полчаса выступит народный ансамбль песни и пляски, принимающий свои пять капель за соседним столиком. Над их головой кружит кукурузник. Он везёт ещё один ансамбль и братьев Хлестовых (по одному – на райцентр).
Репертуар, как и названия ансамблей не меняются из года в год. Такой формат около фольклора. Тем не менее, каждый из нас сможет продолжить слова «Чарка на пасашок». Вот она сила работы с подсознанием, которая бездарно распыляется на государственных праздниках.
Я считаю, что в наши праздники можно интегрировать все, что угодно. Например, поэзию. От нас не будет, если на сцене выступит условный ансамбль «Бодлерочка» с залихватской композицией про труп лошади. Не Любэ, конечно, но на подкорке отложится.
Но переигрывать с французами не стоит: так, для разогрева. Местные блогеры могли бы на день отвлечься от бартера с фаст-фудом и запартнериться с отделом краеведения областной библиотеки. Рассказать о народных средствах отбеливания зубов и разобрать сложности отношений на примере «Людзей на балоце».
Не стоит забывать о спорте. Для ультрас брестского «Динамо» логично организовать публичные чтения «Любіць ноч – права пацукоў» Станкевича. Просто, чтобы помнили о своем, слегка коричневом происхождении.
Вообще, наши праздники – непаханное поле для культурной революции (интеграции). Оставив на них коньяк, шашлык и разливное пиво мы сможем каждого заставить полюбить Умберто Эко вместо Дэна Брауна, танцевать под «Бодлерочку» и не залипать на салютах.
Правда, нам это не нужно. Народные праздники – мощный энергетик для нарциссизма. Пока они пошлые и мещанские – мы выше этого. Шашлыку предпочтем стейк, коньяку – одиночный шот в баре. Бодлер – наш, а Станкевич – националист-интеллектуал.
Да и вообще, как можно интегрировать культуру туда, где ее нет? А мне кажется, что именно здесь она и живёт. Точнее , начинает жить. Зародыш беларуского культурного мейнстрима, который тяжело воспитать и проще игнорировать.