Что же такого Маша нашла в этой профессии? И является ли это профессией? Ведь ни один ВУЗ не обучает по этой специальности, нет высшего образования и программ обучения уровня топовых университетов. Есть лишь курсы, онлайн-школы, профессиональные сообщества и отдельные модули в программах зарубежных университетов.
В целом, массовой профессией это станет в ближайшем будущем, потому что в зарубежных мировых компаниях (и в некоторых на просторах СНГ) продуктологи уже давно существуют и вот, наконец, популяризация грамотного ведения стартапа и бизнеса приходит и к нам.
Product Manager (РМ) или менеджер продукта (в народе - продакт) — человек, отвечающий за все, что касается разработки нового продукта компании и вывода этого продукта на рынок. И неважно, это первый продукт (как в стартапах) или 15й (для более крупных компаний). Вообще, существует много определений продакта, и сейчас, чаще всего, у каждой компании оно свое. Но мне ближе всего определение «предприниматель в команде». Наряду с руководящими и координирующими обязанностями продакт влияет на то, каким будет конечный продукт. Если рассматривать форму стартапа, то у таких предпринимателей зачастую нет не то что отделов дизайнеров, программистов, маркетологов, бухгалтеров… у них даже нет просто таких людей в команде. Поэтому на первых порах предприниматель должен быть сам «немножко продактом».
Вот некоторые основные обязанности продакта:
- Взаимодействует/координирует работу с командой разработчиков, дизайнеров, маркетологов и другими участниками команды создания продукта
- Представляет и продвигает интересы бизнеса/компании в разрезе своего влияния
- Понимает и правильно доносит бизнесу и команде то, что нужно конечному пользователю будущего продукта
- Выбирает из 100 идей 1 жизнеспособную.
- Правильно делает из идеи продукт и доносит его до потребителя
- Как итог: Продакт для бизнеса - Зарабатывает деньги, для команды - «переводит» хотелки бизнеса и пользователя на язык каждой из команд, для потребителя продукта - создает инструмент, который решает очередную боль.
Ну и для себя, конечно, щекочет ЭГО каждый раз, когда привносит в этот мир что-то новое и полезное, создает востребованный продукт, зарабатывает деньги, реализовывает себя.
Правда, еще по ходу дела работает с утра до ночи (или с утра до утра), тестирует гипотезы и сливает бюджет на маркетинг, считает и пересчитывает экономику и выясняет поведение пользователей в разных ситуациях, достает всех со своими интервью, тратит огромное количество сил на убеждение всех вокруг в том, что нужно делать именно так, потому что за продукт платит пользователь, а не члены команды, и много еще чего другого разного происходит за время создания продукта.
Машаа.. Маш.. куда ты залезла? Теории в интернете полно, давайте уже про практическую реальность.
Маша решила, что эта специализация ей идеально подходит, потому что:
- Машу посещают идеи, которые достойны внимания и хорошего тестирования
- Маша хочет научиться запускать новые продукты профессионально
- Маша не может долго работать с одним продуктом, бизнесом - душа требует новых приключений
- Маша хочет быть максимально причастной к двигательному колесу нашей планеты в плане развития полезных решений для общества
Не слишком ли амбициозно? Возможно. Но именно на таких целях и основываются самые крутые стартапы, личности и выдающиеся специалисты.
Поговорим подробнее про работу с одним продуктом? Почему мне надоедает один бизнес и я перехожу/создаю другой? Ведь в каждом бизнесе есть n-ное количество точек роста, требующих улучшения каких-то процессов, продукция также постоянно требует вовлеченности и совершенствования.
Ну, во-первых, чтобы развивать один продукт (не просто создать, но и развивать) нужно умение приспособиться к рутинным задачам. Их станет больше, чем на шаге создания.
Во-вторых, развивать продукт несколько привычнее, чем создавать что-то с нуля. Создание всегда энергозатратнее.
В-третьих, Машу это зажигает. Создание чего-то нового дает Маше энергию и ресурс. Кстати, к этому можно отнести много очевидных вещей. Например, создание нейронных связей тоже является неким созданием «чего-то нового», только незримого и в голове. Создание этой статьи - туда же, ведь ее раньше не было, и Маша вообще не писала статей, не вела блог и не пыталась присутствовать в интернете больше, чем 33 фото в Инстаграм за 5 лет. Выход из зоны комфорта - та еще штука.
А что вы создали за последнюю неделю? Месяц? Год? Интересно задуматься об этом, потому что многие люди не создают ничего нового, кроме комментариев в соцсетях, и никогда не смогут почувствовать чувство гордости, смешанное с удовлетворением, щенячьей радостью и ощущением свободы. Конечно, написав статью, вряд ли вас посетит весь этот букет. Однако, если у этой статьи есть предыстория…
К чему это все? Маша решила - Маша сделала. Кажется, обычно здесь говорят слово «мужик» и этой фразой объясняется вся простота принятия решений, когда в голове четко обозначены намерения и цель. Маша прошла 1 курс и потом еще 3, влилась в тему, пошаманила вокруг сайта и своих соцстраниц. Маша пошла искать стартапы, которым нужна консультация или конкретные решения. И такие имеются, по ходу дела я буду писать о своем опыте. Но работу по найму, дорогие, джуну довольно сложно найти. Особенно, если нет определенного узкого бэкграунда. Так что не стоит обольщаться, глядя на обещания зарплат продакту на hh - на эти позиции надо еще умудриться попасть.
Добро пожаловать в реальность! И, если у вас есть стартап, напишите мне запрос - посчитаем/проверим экономику продукта.