Найти тему
Little Manager's Diary

"Многостаночник" или узкая специализация - часть 2

Оглавление

В первой части мы говорили об "узких" специалистах. В этой - поговорим о "многостаночниках".

Я себя отношу именно к этому типу работников. Всегда думала, что могу разобраться во всем, в чем нужно, для достижения результата. Для меня это выражается в нескольких важных особенностях:

  • Быстрый поиск информации. Я не стесняюсь чего-то не знать и довольно быстро задаю вопросы окружающим по темам, о которых имею поверхностные знания;
  • Мне становится скучно при выполнении какой-то задачи на рутинном уровне - намного интереснее, когда ты с каждого нового проекта черпаешь незнакомые тебе понятия и процессы.

Думаю, что такие особенности характерны для многостаночников. Но вот вопрос - не обладая уровнем "Бога" в узком профиле, можно ли чего добиться. Как и в первой части, рассмотрим "за и против".

Photo by Daria Nepriakhina on Unsplash
Photo by Daria Nepriakhina on Unsplash

Быть или не быть?

Позиция многостаночника сопряжена со многими рисками:

  • Высокая конкуренция на рынке труда. Нас, правда, много.
  • Еще больше людей, которые выпускаются из ВУЗов с программ с размытым профилем, что снижает общий средний уровень многостаночников и вызывает дополнительные вопросы при рекрутинге.
  • Меньше возможностей для маневра в переговорах о зарплате в начале карьеры. Тезис "я быстро схватываю" невозможно проверить на этапе собеседования.
  • Размытые обязанности. Порой сложно понять, где начинается и заканчивается зона ответственности "многоручки".

Пока что выглядит не очень привлекательно, верно? Но я также вижу положительные стороны такого выбора:

  • У таких сотрудников выше шанс вырасти в карьерном плане до большого руководителя многофункционального департамента. "Узкому" специалисту будет намного сложнее переступить через свою сферу знаний;
  • Большая вариативность развития. Всегда сложно менять направление деятельности, но в данном случае издержки вынужденного или спланированного перехода ниже, чем у узкопрофильных специалистов;
  • Широкая вилка заработной платы в долгосрочной перспективе. Данный пункт связан с первым пунктом, так как возможные позиции в менеджменте идут в комплекте с преимуществом в установлении заработной платы.

Кому выгоднее кризис

Сегодня компании выбирают между многостаночниками и "узкими профи". Кризис заставляет руководителей идти на этот сложный выбор. И тут основную роль играют те функции, которые помогают компании держаться на плаву здесь и сейчас при общем снижении затрат. И чем больше может взять на себя тот или иной сотрудник, тем выгоднее он для работодателя.

Узким специалистам становится сложнее диктовать свои условия, так как компании идут на всё для урезания костов. Высокий уровень экспертизы становится менее значимым. На первый план выходят те, кто умеет быстро приспосабливаться к новой обстановке, брать на себя ответственность и выходить из зоны комфорта.

Мирное время

Во время общего роста развивающимся компаниям просто необходимы люди, которые смогут "прокачивать" конкретное направление, усиливая сильные стороны продуктов или услуг на конкурентном рынке. Тут и могут пригодиться узкие специалисты. Но в противовес этому становятся многостаночники, на плечи которых ложатся обязанности по организации работы профи. И те, и другие становятся нужными. Но для узких специалистов создаются комфортные условия, в то время как для многостаночников ситуация кардинальным образом не меняется.

Многостаночник - это стиль жизни, который может помочь открыть новые горизонты. Это не панацея для карьерного рывка, но и не приговор для тех, кто не силен в одной области. Осознанно выбранный путь в этом направлении может стать решающим конкурентным преимуществом на собеседовании.

С наилучшими пожеланиями,
Ваш "маленький" менеджер.