Буквально на днях в СМИ появилась очередная информация о многомиллионной покупке Романа Абрамовича. Зная интерес прессы к этой неоднозначной фигуре и то, что уже не раз появлялись разнокалиберные «утки», я позволила себе усомниться в этом.
Нет, конечно, Роман Аркадьевич запросто мог отвалить на аукционе Сотбис 120 миллионов долларов за шедевр Эдварда Мунка «Крик». При этом в прессе отмечается, что Абрамович купил единственный, находящийся в частной коллекции, вариант картины из существующих четырех.
Но дело в том, что в 2012 году он как будто уже купил эту картину и примерно за ту же цену. Тогда имя покупателя картины аукционным домом не было объявлено. Но ушлая западная пресса быстренько стала предполагать, что за право обладать полотном Мунка могли бороться Роман Абрамович, судовладелец из Греции Филип Ниархос и королевское семейство Катара. Глагол «могли» как-то спроецировался именно на Абрамовича. И хотя позже одна из крупных американских газет «раскопала» со ссылкой на информированный источник из окружения нового владельца картины имя Леона Блэка, миллиардера, финансиста и коллекционера, но Роман Абрамович все же как бы был «помечен» среди возможных покупателей (а как же: нет дыма без огня!)
Вы помните картину «Крик»? Сюжет ее невероятно прост. Кровавый закат и на его фоне – двое прохожих. Отстраненные равнодушные фигуры. А лицом к зрителю – некто бесполый и явно беззащитный с широко открытым в отчаянном крике ртом и руками, обхватившими голову. Смотришь на это изображение и непроизвольно ощущаешь, что натурально слышишь этот наверняка пронзительный, полный безысходности крик.
Выдающийся норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк создал четыре версии этой картины. Первая из них появилась в 1893 году.
Через два года Мунк, словно что-то не давало ему покоя, вновь вернулся к этому сюжету, переосмыслив как его образы, так и компоновку, и цветовую палитру, усилив ее тревожными красными тонами. Кстати говоря, именно вторую версию и знает весь мир.
Не давали же покоя, пожалуй, живые воспоминания о посещении сестры, которая находилась в психбольнице в пригороде Осло и умерла там. А соседствовала психушка со скотобойней…
О чем же кричит это бесполое существо на картине?
Если почитать воспоминания об Эдварде Мунке, то можно прийти к выводу, что это именно крик его души – эмоциональное переживание от услышанных одновременно воплей душевнобольных и чувствующих близкую смерть животных. Впрочем, и сам художник признавался, что в глубине его сознания часто слышится этот животный крик и словно ищет выхода.
Благодаря навязчивой идее, с которой экспрессионист возвращался к одному и тому же сюжету в разные периоды творческой жизни и в разных техниках, появилась возможность заполучить знаменитые полотна и двум главным музеям Осло (первый вариант, но выполненный в смешанной технике, находится в Национальной галерее, а версия 1910 года – в Музее Мунка), и частному коллекционеру. Непонятно, почему, но эту жутковатую картину не единожды пытались украсть. Один раз даже из этих же музеев. В 1994 году в норвежском городе Лиллехаммере проходили зимние Олимпийские игры. Похититель оказался психологом: вся Норвегия смотрела трансляцию их открытия, включая охрану. Ему ничего не стоило разбить оконное стекло в галерее, отключить сигнализацию и снять картину. На это ушла едва ли минута. Вор еще оставил издевательскую записку, где выразил благодарность охране за плохую работу.
Второй раз «Крик» Э. Мунка похитили не так «интеллектуально». Ровно через 10 лет грабители среди бела дня ворвались в Музей Мунка и, угрожая присутствующим оружием, просто сорвали со стены «Крик» и еще «Мадонну». На их поиски ушло два года, пока они заняли свое законное место. Конечно, авантюристов привлекает и немалая стоимость картины, но еще и то магическое воздействие, которое она оказывает на зрителя. Ходят слухи, что все четыре копии прокляты, что они приносят боль и страх, ощущение надвигающейся катастрофы, ужаса. Из-за одного этого, будь я миллионершей, не стала бы даже участвовать в аукционе, не то что платить сумасшедшие деньги.
Картина не только пугает при взгляде на нее, но и как-то магически воздействует. Рассказывают, что один из служащих музея, где «прописан» «Крик», как-то нечаянно уронил ее. Вскоре он стал страдать настолько невыносимыми головными болями, что покончил с собой.
Подобная участь постигла и другого работника музея, при смене экспозиции тоже уронившего эту картину: он погиб в страшной автомобильной аварии.
Один из посетителей музея решил незаметно потрогать картину – через неделю он заживо сгорел в своем доме.
Проклятое (или проклятое?) полотно не пощадило и своего автора: художника постиг тяжелый нервный срыв, из-за чего его лечили электрошоком. Скончался Мунк в 81 год, оставив после себя родному городу тысячи живописных полотен, гравюр, рисунков, рукописей. Но один лишь «Крик» затмил их все собой.
Читайте также:
Картины Адольфа Гитлера: от мечтательного художника до лидера Третьего рейха
Джим Керри, художник: «Здесь нечего смотреть!»
Картины Кремля: Что видит В.В. Путин по дороге к своему рабочему месту