Австрия, Тироль, маленький горный посёлок Ишгль, известный центр горнолыжного туризма, причём весьма гламурного. 1.500 жителей (тысяча пятсот, Карл!) и толпы туристов, наводняющих трассы, подъёмники, отели, многочисленные бары, кафешки, магазинчики и ресторанчики. Тесной толпой...
В те самые дни, когда то тут, то там по миру выскакивали как чёртики из табакерки случаи коронавируса, якобы привезённого из Северной Италии, а весь мир гневно тыкал пальцем в «этих итальяшек, разносчиков заразы» и закрывал границы с Италией (и Австрия в том числе), в том самом маленьком Ишгле в 20-х числах февраля обнаруживается коронавирус у бармена немецкого происхождения, работающего в одном из отелей. Внимание – НЕТ НИКАКИХ ДАННЫХ О ТОМ, ЧТО ОН БЫЛ В СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ!!! В течение следующих недель коронавирус обнаруживается ещё у части сотрудников отеля, но при этом абсолютно ВСЁ продолжает работать! Как будто ничего и не случилось – автобусы продолжали привозить в Ишгль туристов из всей Европы и не только... Все обо всём молчали. Бар всё-таки (во избежание слухов и паники) закрывают, но только 7 марта.
29 февраля у 15 исландцев, вернувшихся в Рейкявик из Ишгля, обнаруживают вирус. Правительство Исландии обращается с просьбой объявить Ишгль «красной зоной». В ответ на это местные власти (и санитарная, и административная) важно заявляют, что «нет эпидемиологических предпосылок для беспокойства». В начале марта власти Норвегии заявляют о том, что 491 из 1198 больных коронавирусом в стране были перед этим в Тироле, большинство – именно в Ишгле! Точно так же в Ишгле каталась на лыжах треть заражённых в Дании, шестая – в Швеции и ещё единичные случаи в разных странах. Там тем временем всё идёт своим чередом... люди катаются, шатаются по барам, ресторанчикам, покупают сувениры, нигде не протолкнуться – сезон в полном разгаре.
Даже тот факт, что власти Германии объявили Ишгль опасной зоной, никого не остановил. Городок закрыли только 15 марта. Оставшиеся туристы штурмом брали немногие автобусы, которые могли их вывезти в Инсбрук, чтобы оттуда уехать домой. В Инсбруке люди, разумеется, остановились в отелях... потом уехали в аэропорт... летели в самолётах... по приезду пошли в магазин, на работу, в гости... Кто-то в состоянии подсчитать, СКОЛЬКО заражённых увезли вирус к себе на родину и скольких позаражали в пути и уже дома?
А в самом Ишгле на конец марта из 1.500 жителей 400 были заражены коронавирусом. Это 27%! По-моему, такого уровня заболеваемости нет нигде в мире. Тем временем выплывают пикантные подробности. Конечно, объявили расследование, а скрыть по нынешним временам мало что получится. Так что в прессу просочился обмен сообщениями между владельцем одного из отелей и ещё некоторых важных (и приносящих доход!) точек в Ишгле и управляющим отелем. Владелец советовал управляющему «закрой бар на недельку, пока волна пройдёт, потом откроешь». При этом уже сейчас расследование выяснило, что в реальности хозяин дал понять – просочатся слухи, дашь повод заподозрить что-то – ты у меня работать больше не будешь. Вроде как были в курсе ситуации и местные администрация, сан. надзор и полиция.
Все молчали и скрывали реальные факты, только чтобы не закрывать трассы и всю инфраструктуру. Потому что закрыть – это серьёзные финансовые потери. Миром правит капитал.
Причём тут танцы – спросите вы? Очень даже причём. К примеру, итальянцы ооочень любят танцевать. Просто обожают. Особенно синьоре и синьоры старшего возраста. Праздники с танцами тут просто национальная традиция. Танцують усе!
Особенно это популярно в 2 периода – летом и в период карнавала, а именно – в феврале... И если летом танцы обычно проходят на улице, то зимой, понятно – в помещении. Карнавал в Италии «плавающий» праздник. Не в смысле по воде, а в смысле дата каждый год разная, в зависимости от даты Пасхи. В 2020 он пришёлся на вторую половину февраля...
И народ (особенно пожилой) заполнил бальные залы... И «посыпались» больные. Когда в самом начале эпидемии старались выявить все контакты и понять, где же заразились люди, везде заполняли специальный опросник (я сама их заполнила в разных местах штук 5-6, если не больше). Так вот, первое, что там спрашивали, это «были ли вы в последние 14 дней в Китае?». Второе – «Контактировали ли вы с кем-то, кто в последнее время вернулся из Китая?». Третье – «Были ли вы в «красной зоне»? – т.е. тех городках в Ломбардии, где обнаружили первую вспышку эпидемии.
В одном из городков нашего Пьемонта в конце февраля-начале марта выявили очень много больных. Этот городок находится недалеко от Кодоньо – места, где живёт итальянский «пациент N°1». Много знакомых, родственные связи, всё такое... причины казались совершенно понятными, если бы в опросах не выяснилась одна любопытная деталь – ВСЕ заболевшие побывали за несколько недель до появления симптомов на вот тех самых карнавальных танцах для пожилых, где среди гостей был один заражённый из Кодоньо. Бинго! Когда это всплыло, шутил глав. врач местной больницы, мы стали спрашивать вместо «были ли вы в Китае» - «были ли вы на танцах?»
Вот воистину «и смех, и грех». Несколько наших знакомых (заболевших и потом умерших) были любителями тесных посиделок в местных барах (посиделок – это значит ЧАСАМИ, плечом к плечу, болтая, читая газеты, попивая винишко, играя в карты). Заболел владелец бара, потом его сын (бармен там же)... за ними как костяшки домино «посыпались» посетители... В том месте смертность была 50%, если не все 60%...
Идентичная ситуация была совсем недавно в Южной Корее – когда в почти справившейся с эпидемией стране один «танцун», впоследствии оказавшийся больным (и всего-то 29 лет!) «пробежался» по куче гей-клубов в Сеуле и «лёгким движением ноги» поперезаражал там аж несколько сотен человек.
«Танцы» как фактор, способствующий распространению коронавируса, это ещё и метафора. Имеются в виду места, предполагающие тесный и длительный контакт с людьми, непроветриваемые помещения, со спёртым стоячим воздухом и толпами народа внутри. На сегодняшний момент известны 2 очень ярких примера (но, думаю, с течением времени, их выплывет больше).
1. Сингапур. Эпидемия там пошла на спад, даже не разгоревшись толком, казалось – сумели задушить заразу в зародыше, как вдруг – новая вспышка, причём очень резкая – до 1,5 тысяч заболевших в день. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что практически все заболевшие – иностранные гастарбайтеры, живущие в тесных общежитиях большими компаниями, не особо следя за правилами гигиены... Ну а оттуда уже разнесли всем остальным.
2. Германия. После отмена полного карантина заболеваемость пошла вверх. Стали выяснять – и оказалось, что большинство заболевших – это румынские (бОльшей частью) рабочие, работающие на мясоперерабатывающих предприятиях и тоже, как в Сингапуре, живуще тесно, скученно и не заморачиваясь мытьём рук и прочей интеллиХентской ерундой.
Дискотеки, общежития, церкви, тюрьмы... от домой престарелых, ставшим настоящими «инкубаторами коронавируса» их отличает только возраст посетителей. И, соответственно, смертность.
Но если смертность (да и переносимость ковида) у молодых низкая, тем, с кем они им «поделятся», может так не повезти. К примеру, в последние недели по миру распространилась новая тупая мода – «ковид-вечеринки»: мероприятия (с танцами, спиртным и иными атрибутами «веселухи»), на которые специально приглашают заведомо больного, чтобы он перезарил там если не всех, то большинство. Типа мы заболеем, переболеем бессимптомно (молодые же) и будем в ажуре.
На поверку оказалось, что, во-первых, не все заболели, во-вторых, многие из заболевших получили тяжёлую форму и, наконец, в-третьих, добровольно заболевшие принудительно заразили родных и друзей, в чьи планы болеть не входило. И были даже несколько смертельных случаев...
Так что «думайте сами, решайте сами» - танцевать или не танцевать.