С 12 по 26 июня на youtube-канале Royal Opera House открывается просмотр записи балета Тщетная предосторожность в постановке Фредерика Аштона. Премьера балета состоялась в 1960 году, и имела оглушительный (не удивительно, впрочем) успех. Это один из самых веселых балетов знаменитого британского хореографа, требующий от исполнителей виртуозной подготовки и тончайшего актерского мастерства.
У Тщетной предосторожности длинная история. Удивительно, но это один из первых классических балетов, благополучно доживших до XXI века. А придуман он был в конце XVIII-го.
Есть версия, что сюжет балета "основан на реальных событиях": хореограф, Жан Доберваль, придумавший и поставивший балет в 1791 году, стал свидетелем смешной сцены из деревенской жизни. И балет стал первым классическим балетом, в котором герои были современниками зрителей.
Так сложилось, что у балета "Тщетная предосторожность" нет строго фиксированного канона первоначальной хореографии, как, например, у Жизели или Лебединого озера, и, начиная с его далекой премьеры множество хореографов ставили этот веселый балет как им вздумается, придерживаясь, в основном, сюжетной канвы. Долгое время у балета не было даже собственной музыки, хореографы составляли ее из понравившихся народных и популярных мелодий. Зато потом, позже, появилось две партитуры балета: Фердинана Герольда и Петера Людвига Гертеля .
Фредерик Аштон, при постановке выбрал музыку Герольда, написанную в 1828 году, на тот момент менее известную, чем Гертеля (1856г.) Именно последняя чаще использовалась в России, и в большинстве постановок конца XIX-начала XX век. Но Аштон счел, что музыка Герольда более легкая и танцевальная, и лучше подходит для его замысла. Да и сам балет у Аштона получился более гротескным и веселым: в нем танцуют даже курицы и майское дерево.
Несмотря на свое французское название и некоторую оглядку при постановке на французский оригинал, «Тщетная предосторожность» Аштона — истинно английский балет и не только потому, что он перенес его действие в английскую деревню.
Создавая балет Аштон использовал в хореографии и элементы народного танца. Например, «Танец в сабо», исполняемый вдовой Симоной, - дань любви Фредерика Аштона к природе и традициям герцогства Ланкашир. Танец в сабо - один из самых узнаваемых моментов балета.
В этом отрывке Вдову Симон танцует Надя Нарина, прима Королевского балета, первая исполнительница партии Лизы на премьере в 1960м:
Во следующем видео Вдову Симону исполняет Уилл Такетт, которого мы и увидим в трансляции:
А это видео с Николаем Цискаридзе в роли Вдовы Симоны, который регулярно исполняет эту партию в Михайловском театре в Петербурге:
По старой московской традиции партия Вдовы Симоны мужская, но в балете Фредерика Аштона ее с успехом танцуют и женщины. К тому же, эта роль - прекрасный вариант, позволяющий продлить танцевальную карьеру некоторых знаменитых артистов.
При создании балета Аштон, исходил не только из либретто. Будучи хорошо знакомым с хореографией знаменитой постановки Петипа/Иванова/Горского в Мариинском театре, он использовал некоторые ее фрагменты и идеи. Так Аштон восстановил танец с лентой - pas de ruban - красивый танец, с бесчисленными замысловатыми трюками, влюбленных Лизы и Колена, исполняемый с розовой лентой.
В постановке Аштона невероятный уровень мастерства требуется от танцовщиков во всех танцах, но особенно в па-де-де из первого акта на вставную музыку Э.Леборна, называемого Фанни Эльслер па-де-де (так как добавлено оно было в балет хореографом Шарлем Дидло именно для нее). У Аштона большое адажио исполняют не только Лиза и Колен, но еще и восемь танцовщиц с лентами. хореографически оно невероятно красиво и смотрится на одном дыхании.
На видео большое адажио из Ф.Эльслер па-де-де в исполнении Натальи Осиповой и Стивена МакРея. Обратите внимание на карусель примерно через 1:30 от начала записи.
Полностью в свой балет Аштон включил и пантомимный фрагмент из второго действия авторства Патипа, который обычно называют «Когда я выйду замуж…». Его исполняет Лиза, мечтая о будущем. Восстанавливал его Фредерик Аштон с помощью Тамары Карсавиной, танцевавшей в Тщетной в Мариинском театре.
Ссылка на просмотр Тщетной предосторожности в исполнении Королевского балета будет активной до 26 июня: https://youtu.be/dbZEYzrPnLc.
В главных ролях - Марианела Нуньес и Карлос Акоста.