Разбираемся в самом сложном фильме классика
Ни для кого не секрет, что весь фильм состоит из разных эпизодов, по большей части являющихся воспоминанием главного героя (и режиссера – фильм во многом автобиографичен). Главной героиней же можно назвать мать героя, часто выступающей на первый план.
По сути все происходящее в «Зеркале» нам объясняют еще в открывающем эпизоде, в котором сын главного героя смотрит телесюжет о лечении заикания путем полной концентрации. Так и Тарковский в фильме концентрируется на своем (и не только) уже пройденном жизненном пути и на отношениях с главными людьми – матерью, отцом, сыном и бывшей женой. И если в отце и сыне режиссер видит себя (не зря главного героя и его отпрыска играет один и тот же актер), то мать и жена сливаются в сознании рассказчика. Мария (мать главного героя) и Наталья (его бывшая жена, но что важнее, мать его сына) тоже представлены одной актрисой – Маргаритой Тереховой. Однако жизненный груз матери ложится на плечи главного героя, она выступает одновременно его альтер-эго и антагонистом, Наталья же скорее катализатор самокопаний героя, а не сам герой. В ней рассказчик не видит себя, как в матери, отце и сыне.
Весь фильм – это путь рефлексии, концентрации на своих внутренних переживаниях, и как мальчик, освободившийся от заикания, громко и четко кричит: «Я могу говорить!», начиная новы й цикл жизни, так и главный герой, в конце фильма умирает, освобождаясь от того груза, который вспоминает весь фильм. Однако не зря последним эпизодом стал хронологически первый – сцена, в которой мать рассказывает отцу о своей беременности главным героем. Это начало нового цикла жизни, перерождение самого режиссера.
Конечно, можно еще сказать об использовании Тарковским стихотворений его отца, однако, на мой взгляд, это не сюжетообразующая деталь, скорее, художественный прием, добавляющий фильму интимности.
Если вопросы по фильму у вас все равно остались, задавайте их в комментариях. Буду отвечать.
Читайте другие объяснения фильмов:
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить все-все пояснения за кино.