Найти в Дзене
Розенкрейцер

Возможно ли быть человеком духовным и одновременно нерелигиозным?

Возможно ли быть человеком духовным и одновременно нерелигиозным? Чтобы ответить на этот вопрос как можно проще, нужно определить, что мы понимаем под терминами “нерелигиозность (или светскость)” и “духовность”. Принцип светскости состоит в разделении общества гражданского и общества религиозного. То есть в этом случае, государство не обладает никакой властью в области религиозной, так же как и религия не имеет какой-либо власти гражданской. Поэтому светское общество не выделяет какой-либо конфессии, не делает различия между сообществами верующих и их членами. Все граждане, верующие или неверующие, являются членами одной нации, обладают одинаковыми правами и имеют одни и те же обязанности. На протяжении истории большинство стран находилось под влиянием одной доминирующей религии и управлялось в соответствии с установлениями этой религии и требованиями духовенства. Духовность, со своей стороны, может быть определена как вера в реальность духовного измерения жизни, которое выражается

Возможно ли быть человеком духовным и одновременно нерелигиозным?

Чтобы ответить на этот вопрос как можно проще, нужно определить, что мы понимаем под терминами “нерелигиозность (или светскость)” и “духовность”. Принцип светскости состоит в разделении общества гражданского и общества религиозного. То есть в этом случае, государство не обладает никакой властью в области религиозной, так же как и религия не имеет какой-либо власти гражданской. Поэтому светское общество не выделяет какой-либо конфессии, не делает различия между сообществами верующих и их членами. Все граждане, верующие или неверующие, являются членами одной нации, обладают одинаковыми правами и имеют одни и те же обязанности. На протяжении истории большинство стран находилось под влиянием одной доминирующей религии и управлялось в соответствии с установлениями этой религии и требованиями духовенства.

Духовность, со своей стороны, может быть определена как вера в реальность духовного измерения жизни, которое выражается существованием души в человеке и Бога в Творении. На протяжении веков эта вера содействовала появлению религий, которые поддерживали её своими учениями и догматами, порождая то, что можно назвать “религиозностью”. К сожалению, большинство появившихся таким образом религий стремилось к расширению своего главенствующего положения и претендовало на монополию в области веры или даже истины.

Тем не менее, религия как институт, выполняла и продолжает выполнять важные духовные, социальные функции. Поэтому мы позитивно и с уважением относимся к любой позитивной религии и религиозным убеждениям наших братьев и сестер. Однако скажем, что возможно быть человеком духовным и, вместе с тем, не быть человеком религиозным - то есть верить в существование Бога и не принадлежать к какой-либо конфессии. Мистик, прежде всего, изучает законы, через которые Бог проявляет Себя в мироздании, в природе и человеке. Мистик стремится к Знанию. В отличие от религиозности, мистицизм является носителем мира, потому что он основан на желании изучать, понимать и познавать - а для этого человеку необходимо обладать открытым умом и быть терпимым к взглядам других. Потому что нетерпимость является основной причиной конфликтов, приносящих человечеству столько страданий.

Учитывая вышесказанное, легко понять, что совместить духовность и нерелигиозность вполне возможно. Нужно только, чтобы они не противостояли друг другу и реализовывались в соответствующих сферах. Можно стоять на светских позициях в области, касающейся государственных институтов и их функционирования, и в то же время быть духовным человеком на уровне своих личных убеждений. К сожалению, многие смешивают светское мировоззрение с атеизмом и под предлогом защиты первого устанавливают последний. И можно задаться вопросом, как развивался бы мир, если бы он руководствовался только атеизмом. Скорее всего, мир пережил бы гораздо больше мрачных периодов и никогда не поднялся бы до сегодняшнего уровня сознания, хотя последний ещё весьма далёк от идеала. Атеизм, к тому же, является источником материального отношения к миру, которое основано на отрицании любых форм духовности.

Представляется, что человек духовный и одновременно светский это одна из возможных моделей существования.