Найти в Дзене
Kettik.kz

Мирожский монастырь

Будучи в Пскове, решили мы посетить одну из его главных достопримечательностей — Мирожский монастырь.

Спасо-Мирожский Завеличский монастырь — монастырский комплекс, точная дата основания которого неизвестна, но считается, что он был построен в середине 12 века. Находится при впадении реки Мирожа в реку Великую. (Если честно, никакой реки Мирожа я там не заметила. Видимо совсем мелкая или пересохла.)

Мирожский монастырь
Мирожский монастырь

Русские православные монастыри не сильно отличаются от греческих. Таких как, например, в Метеорах. Разве что география накладывает свой отпечаток.

Мирожский монастырь
Мирожский монастырь

Сам монастырь когда-то был наикрутейшим просто, занимал по меркам того времени огромную территорию, имел свои мельницы, кузницы, а также библиотеку и мастерскую переписчиков. Особенно эта мастерская славится тем, что именно здесь была найден список (ну то есть копия) «Слова о полку Игореве», о существовании которого до этой находки никто не знал.

Мирожский монастырь
Мирожский монастырь

Чтобы не забыть, что там к чему:

Информация о музее
Информация о музее

Мне более всего удивительно в этой информации, что какое-то сугубо древнее и церковное слово "Преображение" на английский переводится каким-то очень прогрессивным на слух словом "Transfiguration".

Спасо-Преображенский Собор
Спасо-Преображенский Собор

Но особое место во всем комплексе занимает Спасо-Преображенский Собор со знаменитыми фресками. Он весь, от пола до потолка, расписан фресками. Расписывал неизвестный мастер, предположительно из Греции. (еще о греческих иконописцах тут: Икона, как сувенир ) Причем фрески есть XII века, а есть - XVIII. Фрески XVIII века были написаны поверх средневековых.

Фрески
Фрески

На фотографии видно: темные места — это новые, яркие — это старые рисунки. Кстати, то что в этом соборе стены расписаны, узнали только в 1858 году, когда открыли их из-под штукатурки.

Фрески
Фрески

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря - памятник архитектуры и монументальной живописи середины XII века, впервые упоминается в летописях под 1156 годом. Заказчиком строительства и росписей собора был архиепископ Новгородский Нифонт. Имея провизантмйскую направленность своей церковной и политической деятельности он выбрал характерно византийский тип храма, который позже стал образцом для подражания в строительстве псковских и новгородских мастеров.

Архитектурная постройка представляет нам пример идеальной модели крестово-купольного сооружения: крестовый интерьер выявлен и во внешнем объёме, угловые помещения понижены вдвое от рукавов вписанного в квадрат плана креста. Над центральным пространством интерьера доминирует широкий купол на мощном барабане, раздвинутом за пределы парусов и подкупольного кольца. Впервые в русских памятниках появляются боковые пониженные апсиды. Снаружи на барабане сохранился характерный для домонгольской архитектуры аркатурный пояс.

Апсида
Апсида

Первые изменения задуманного облика храма начались уже в XII веке. В течении XVI-XVIII веков к западному фасаду был пристроен притвор, подняты полы, расписаны арки и окна, шлемовидный купол заменен луковичной главой, на стене притвора сооружена звонница, четырехскатное покрытие сменило позакомарное. Таким собор предстает перед нами сегодня.

Старинный храм
Старинный храм

Фресковые росписи выполнены в XII веке приглашёнными из Византии греческими мастерами. Грунт двуслойный - толстый, выравнивающий по кладке и тонкий - левкас, под ним живопись. Использованы привозные дорогие, в средневековье драгоценные краски: ляпись-лазурь на голубой фон, красная киноварь, малахит и редкие интенсивные охры.

Более 80% древней авторской живописи дошло до сегодняшних дней. Перед зрителем представляется полная богословская и живописная программа, что является уникальным не только для Древнерусских памятников домонгольского периода, но и для памятников стран круга византийского искусства. Поэтому Спасо-Преображенский собор включен ЮНЕСКО в списки выдающихся мировых творений.

Роспись барабана
Роспись барабана

Заказчик росписей архиепископ Нифонт представлен здесь как тончайший богослов и знаток новейших в первой половине XII века тенденций церковной мысли, вся программа росписей тщательно продумана. Центральными композициями в алтаре стали "Деисус"-Моление пред Спасом-Судией, и "Евхаристия"- Небесная литургия, где верховный архиерей - сам Иисус Христос. На свод алтаря вынесена и престольная композиция "Преображение".

Самые важные места храма - восточные стены, своды и полукруглые верхние завершения стен занимают Двунадесятые Праздники: "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Успение", в куполе- "Вознесение". В западной части собора сцены Страстного цикла: "Тайная Вечеря", "Распятие" и другие. Второй сверху регистр живописи состоит из христологических сюжетов, повествующих о Воскресении и о событиях Страстной недели. Третий регистр поясом проходит по стенам, здесь изображены сцены "Чудес Христовых"- исцеления, воскрешения, соответственно Евангелию и в связи с общей программой ансамбля. В четвертом и пятом регистрах изображены мученики, основоположники монашества и церковные деятели.

Фрески
Фрески

Северная часть алтаря - жертвенник, содержит сюжеты жития Иоанна Предтечи, диаконник - южная часть алтаря, посвящена Архангелу Михаилу. Юго-западная палатка повествует историю Иакима и Анны и Рождества их дочери Марии, северо-западная палатка посвящена Деяниям Апостолов. В целом ансамбль представлял систему божественного устройства Вселенной и Спасения человечества через Воплощение и Крестный Путь Христа, и как бы включал человека в спасительную жизнь Церкви.

Фрески
Фрески

Забеленные к XVIlI веку фрески были раскрыты и исследованы в 1889-1913 гг. академиком В. В. Сусловым, а затем записаны вновь клеевыми красками суздальскими мастерами под руководством Н. Ф. Сафонова. В 1969-1983 гг. в соборе были проведены реставрационные работы по раскрытию фресковой росписи и укреплению красочного слоя под руководством Д. Е. Брягина.

Фрески
Фрески

В отдельных местах (купол, паруса) была оставлена живопись ХIХ века, тонированная в соответствии с ансамблем.

В настоящее время осуществляется новый этап реставрации, направленный на раскрытие фрагментов нетронутого слоя поновлений ХIХ века и консервации живописного слоя XII века. Работы ведутся бригадой под руководством В. Д. Сарабьянова.

Настенная роспись
Настенная роспись

После многолетних исследований в памятнике поддерживается необходимый для сохранения древней живописи температурно-влажностный режим.

Только вот разливы реки Великой здесь не редкость (были по крайней мере) и в один из таких разливов собор был основательно затоплен, в следствие чего многие из фресок пострадали.

Следы наводнения
Следы наводнения

Монастырю этому сильно не везло в разные войны:

В 1299 году его сожгли ливонские рыцари.
В 1581 Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки и стрелял по городу
После октябрьской революции 1917-го был упразднен и стал музеем.

Фрески
Фрески

Во время Второй Мировой войны, Псков был в третий раз за свою историю завоеван немцами. Ну и во время бомбежки один из снарядов влетел в окно купола собора и, пролетев через весь зал, врезался в стенку над входной дверью.

И не разорвался. Это посчитали за огромную удачу и решили не заделывать ту дырку в стенке, оставив на память о таком чуде 🙂

След от снаряда
След от снаряда

Еще в соборе есть небольшой такой музейчик, в котором в основном представлены надгробные камни монахов и парочка макетов, как выглядел собор давно-давно тому назад 🙂

Модель церкви
Модель церкви

Псковский музей обладает интересной коллекцией каменных крестов - памятников прикладного искусства и культуры Земли Псковской XIV-XVI веков. Уже в конце XIX века краеведы, ученые отмечали, что древние намогильные кресты в новых хозяйственных условиях переносятся на новые места, во дворы, и просто исчезают. В начале ХХ века каменные кресты попадают в круг научного хранительского интереса, осознаётся их археологическая и музейная ценность. Псковский музей нынешнее собрание крестов-памятников средневековья, начал составлять в годы послевоенной реставрации. дним из собирателей был основатель Древлехранилища музея Л. Н. Творогов.

Многочисленные мелиоративные работы и распашка древних могильников в 60-е и 70-е годы создали угрозу существования каменных крестов в естественных условиях, в эти годы увеличивается приток их в музейное собрание в результате археологических и этнографических экспедиций, и музей делает первые экспозиции их - во дворе Поганкиных палат, у Покровской башни. С 1988 года в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря существует их постоянная экспозиция. К настоящему времени собрание насчитывает почти три десятка каменных крестов.

Каменные кресты известны на Руси с домонгольской поры - их ставили на путях и реках как поклонные, пограничные и "путеуказатели". Известен белокаменный крест с вырезанной торжественной надписью молитвенной "Похвалы кресту" в Суздальской земле, у ц. Покрова-на-Нерли; крест князя Святослава Всеволодовича 1224 года. В летописях обозначается Игнач-крест на севере оз. Селигер, от которого татаро-монгольское войско повернуло от Новгорода на юг. В ХIV-XV веках на территории Псковской земли каменные кресты приобретают повсеместное распространение, становятся непременным признаком быта-культуры. Время не сохранило нам в обилие существовавших деревянных крестов - тем большее значение приобретают памятники каменной пластики. Богатство пластики, разнообразие форм демонстрирует музейное собрание.

Надгробные камни
Надгробные камни

В средокрестии, как правило, изображен семиконечный "страстной", реже русский восьмиконечный крест на Голгофе-Престоле. Исторический крест Хрест, где вверху наличествовала надпись Царь Иудейский, очень рано переосмысливается в сочинениях богословов и песнотворцев Византии как символ победы, и через южнославянские земли приходит надпись над семиконечным крестом "Царь славы'', а внизу Победитель - "Ника". На боковых ветвях, как правило, Господнии инициалы: IC XC. Средневековые мастера демонстрируют различную технику при оформлении креста на престоле и в надписях: выпуклый полурельеф и углублённый, углублённую прорезь. Часто используют соединение двух букв в одну - диграфы, сокращения слов, обозначаемые знаками - лигатурами. На каждом изделии мастера выбирают пропорции надписи, исходя из чувства гармонии, учитывая размеры в конкретном случае. Композиционно рисунки и надписи располагаются на плоскости живописно, придерживаясь общего правила, внутри которого свободны.

Три десятка каменных крестов Псковского собрания демонстрируют нам понимание намогильного креста как залога Воскресения умершего, но и дарующего процветание земли с помощью Сил Небесных. Поклонные, поклонные храмовые и вкладные, по обетованию кресты повествуют о неких событиях, волновавших псковичей, и требующих точной молитвы или поминания.

Экспозиция знакомит посетителей с изделиями ремесленников, показывает развитие камнерезамия и широкое распространение каменных крестов на Северо-Западе Руси, обилие форм в столице - Пскове. Динамика стилеобразующих черт говорит о творческом горении псковичей. Представленные типы памятников повествуют о связанном с воцерковленным сознанием быте, показывают высокий артистизм мастеров центра и меньший в сельской округе. Но наличие таковых памятников средневековья по всей Псковской земле говорит о цельном, едином духовном мире.

Колокол
Колокол

В остальные здания комплекса мы и не заходили. Ну кроме настоятельского корпуса. Но там делать абсолютно нечего, как всегда — продают свечки, календари религиозного содержания, ладан и прочую церковную фигню.

Мирожский монастырь
Мирожский монастырь

Всю вышеописанную историю довольно интересно рассказывала тетка-экскурсовод, правда не нам, а какому-то немцу с переводчицей и большииим таким фотоаппаратом, а мы как умные просто молча стояли и слушали. Хорошо там помещение маленькое, слышно отлично 🙂

Ну и рядом сфотали цветок, очень уж экзотический на вид для Северо-Запада России.

Цветок
Цветок

Забыла добавить. Главный Псковский пляж находится у стен Мирожского монастыря, на берегу Великой. И каждый год то ли в День Победы, то ли День города, здесь проводилась инсценировка форсирования Великой (в память о ВОВ) с участием танков и прочей военной техники. Но недавно такие инсценировки запретили, потому что вибрация, создаваемая техникой, разрушает ближайшие строения, а также начинают осыпаться фрески. Жалко конечно, думаю, что зрелище было еще то, но история все-таки важнее. Подозреваю, что можно найти парочку других мест для проведения таких исторических реконструкций.

Вид на псковский пляж
Вид на псковский пляж