«Ржев» — одна из лучших отечественных работ про войну за последние десять лет. И точно лучше книги. Фильм, как известно, сделан по одному из наиболее радикальных пропагандистских антисоветских литературных произведений. Писатель Кондратьев на волне ельцинской революции создал желчный политический памфлет. Кино существенно меняет сверхзадачу.
Одна только похожесть одного из персонажей на маршала Жукова чего стоит. Кино превращает эту историю из памфлета в достаточно глубокую военную и экзистенциальную драму. При этом часть острых антисоветских углов неизбежно сглаживается, но при сохранении общего критического тона на тему «трупами закидали» (первая половина фильма вообще снята чисто по книге).
В итоге получается объемное многогранное произведение. Герои проработаны гораздо качественнее, чем в книге, отношения более убедительные. В книге Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», по сути, был представлен набор типажей, говорящих штампами для будущих эфиров «Эха Москвы».
Да, писатель сам воевал за ту самую деревню Овсянниково, что становится местом боя в книге и в фильме, поднимал бойцов в атаку после гибели командира и даже отличился, застрелив 12 солдат противника. Он обо всем знает не понаслышке. Однако книга была написана под влиянием «перестроечного» разоблачительного угара и начинающейся ельцинской революции, что повлияло на ее общую тональность, заставило автора настолько плотно сконцентрировать в повествовании весь военный негатив, что военная драма превратилась в обличительный антисоветский агитпроп, серьезно потеряв в художественности.
Авторы фильма были вынуждены подкрутить некоторые ручки, чтобы на экраны вышел сбалансированный и не отталкивающий зрителя продукт. Сюжет во второй половине картины подкорректирован не только в пользу героизации бойцов и духоподъемности, но и для большей кинематографичности и драматургической сочности.
В книге автор настолько увлечен набрасыванием обличительных фактов и реплик, что легко отпускает некоторые линии персонажей (например, это касается вредного особиста и бандита, покидающего деревню, напоследок расстреляв немцев из пулемета), юный боец в книге — просто юный, без характера,он ценен для писателя только как будущая сакральная жертва.
Режиссер Игорь Копылов перетасовывает некоторых персонажей, удачно создает новые сцены, не только раскрывающие характеры героев, но и звучащие с достойной лучших военных драм философией. Уже даже экспозиция перед титром «Ржев», посвященная бойцу, который так и не добежал до деревни — высокая художественная, лирическая, гуманистическая заявка, уровень которой поддерживается весь фильм.
Особенно, на мой взгляд, шикарен нквдэшник в исполнении Григория Некрасова. Стоит следить за творчеством этого актера, он, видимо, жесточайший перфекционист, очень старается, и его работа даже завораживает. А ключевая сцена с его участием внезапно напоминает старый вестерн «Голубой солдат» о геноциде индейцев.
Тот случай, когда фильм получился на голову выше книги. Даже при том, что внесенные киношниками аргументы командира с лицом Георгия Константиновича об уместности отправки бойцов почти на верную смерть звучат не вполне убедительно.
Некоторые могут обругать режиссера за заметный поворот от радикальной книжной антисоветчины. Но зачем? Хорошее киноискусство ценно предполагаемым диалогом. Книга была именно яростным антисоветским разрушительным памфлетом.
Фильм — современный поиск согласия и примирения, через драму и притчу, в которой деревня недвусмысленно показана как некое чистилище, где собрались самые разные персонажи, чтобы перед смертью в последний раз подумать, что же будет с Родиной и с нами. Наверно, такой подход более продуктивный и обеспечит «Ржеву» достойное место в наших коллекциях военных фильмов.
Спасибо за дочитывание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!
Мой материал про классический "Дюнкерк" 1958 года.