О родительских посланиях (сценариях, программах, директивах) мы начали говорить в первой статье (ссылка в конце статьи). Там же мы упомянули о 12-ти основных родительских посланиях. А сейчас вкратце распишем каждое из них.
1. Итак, первое послание – «Не живи»/ «Не будь».
При этом родитель может произносить (бессознательно) такие фразы, как «Глаза бы мои тебя не видели», «Зачем я тебя родила», «Из-за тебя одни неприятности», «Из-за тебя мне пришлось…» и т. п. Родитель перекладывает часть своей ответственности на ребенка. Ребенок не способен ни взять это на себя, ни сопротивляться, и в результате он вырастает человеком, которому не удобно за свое существование.
Во взрослой жизни такой человек старается занимать, как можно меньше места в жизни, испытывает как можно больше дискомфорта. Они много служат (кому-то или чему-то), живут тяжело, испытывают чувство вины за своё существование. Как будто платят большую цену за свою жизнь. Ведь нельзя жить легко, нельзя жить просто так.
2. «Не будь собой».
Это часто выражается в критике, постоянных замечаниях, претензиях, одергиваниях ребенка. Он чувствует, что ему нельзя быть собой до конца. Он не чувствует себя целостным. Быть собой небезопасно.
Этому способствуют такие замечания, к примеру, как «Ты вся в отца», «Ты в их родню», «Все люди, как люди, а ты…», «Почему ты не любишь делать…» и т. д.
3. «Не думай».
Фразы в адрес ребенка могут быть следующие: «Вырастешь – поймёшь», «Не умничай», «Ты что - самая умная?». В этом есть некое обесценивание интеллекта. Запрет на интеллектуальную деятельность. В таком случае ребенок может уйти в позицию «Я докажу!» и начинает много учиться, познавать, совершенствовать себя. И все равно как будто всё время чего-то не хватает, будто не дотягивает до определенной планки. Но ему так хочется, чтобы родители когда-нибудь сказали: «Боже, какая же ты у меня умная».
Другой момент - ребенок привыкает, что думают за него. Он привыкает полагаться на других, что кто-то за него решит.
4. «Не делай!».
Выражается в поведении мамы, когда она сама всё делает за ребенка, не давая ему развиваться в соответствии с его возрастом. Не дают ребенку быть самостоятельным, проявить инициативу, попробовать, рискнуть... Не дают повзрослеть.
5. Запрет на чувство. Запрет на любовь. «Не чувствуй».
Таким детям гласно или не гласно запрещают открыто проявлять злость и другие чувства... Могут звучать таким фразы: «Как ты смеешь злиться на маму?», «Как тебе не стыдно?», «Не сахарная – не растаешь».
Идёт запрет на чувства и на ощущения в теле (холодно, жарко, вкусно, приятно и т.п.). Такие дети не вполне понимают, хотят ли они кушать, замерзли они или нет… Таким людям уже во взрослом возрасте трудно понять, устал он или нет, удобно ему или нет, приятно или неприятно, комфортно или некомфортно… Ему будет очень сложно ответить на вопрос: "Что ты чувствуешь?"
6. Запрет на сближение. «Не сближайся/Не доверяй».
В этом случае от родителей идёт посыл, что людям доверять нельзя или доверять можно только своим.
В зависимости от того, насколько мы доверяем людям и окружающему миру, зависят наши точки опоры. Чем больше их в нашей жизни, тем мы чувствуем себя устойчивее и увереннее.
7. Не принадлежи.
Часто этот посыл достаётся единственному ребенку в семье. Он чувствует себя каким-то особенным. У таких людей могут возникнуть проблемы быть как все, быть обычным, быть в коллективе… Ресурсом к такому поведению может быть признание себя таким, каким ты есть. И в той жизни, в какой ты живешь, может быть много удовольствия.
8. Запрет на взросление. «Не будь взрослым»/ «Не расти».
Фразами-посланиями могут быть «Не торопись взрослеть», «Как быстро ты выросла», «Не торопись решать взрослые проблемы». Родитель не хочет, чтобы ребенок взрослел, потому что в нём смысл его жизни. Речь идёт о поздних или трудно вынашиваемых детях.
Ребенку, как правило, не дают встретиться с трудностями, преодолеть препятствия, его всячески ограждают от проблем. Такой ребенок, даже будучи взрослым, может остаться в позиции «Мне должны», «Мне дадут», «За меня решат».
9. Запрет на лидерство. «Не будь значимым»/ «Не будь лидером».
Какие послания из уст родителей получает ребенок в этом случае? «Не высовывайся», «Не будь выскочкой», «Ты что лучше всех?». Запрет быть в центре внимания. Запрет на то, чтобы быть ярким, харизматичным, значимым...
Очень большое влияние на наших родителей и их родителей оказали трудные этапы в истории нашего Отечества - Гражданская война, репрессии, раскулачивания... Они усвоили этот опыт: безопаснее быть быть незаметным, неярким.
10. Запрет на успех. «Не будь успешным».
Никто из родителей вам вслух этого, конечно же, не скажет! Но какие фразы таят в себе этот посыл? «У тебя не получится», «Даже и не пытайся». Чтобы стать успешным, нам необходима вера в себя. А чтобы мы сами в себя поверили, в нас должны для начала поверить значимые люди. Вера в себя появляется, если в меня верили родители. Именно они должны дать физическую и моральную поддержку или дать возможность получить собственный опыт.
Иной вариант запрета на успешность, когда родители живут неустроенно, бедно или жертвуют собой ради ребенка. Очень трудно и неудобно быть успешным на фоне страдающих родителей.
11. Запрет быть ребенком. «Не будь ребенком».
Фразами «Ну, что ты как маленький», «Ты уже не ребенок», «Тебе пора взрослеть» родитель как будто готовит своего ребенка к какой-то взрослой жизни, к трудностям… Ребенок чувствует, что ему нельзя быть ребенком, нельзя быть глупеньким, безответственным, распущенным, безалаберным и т. п. В этой детской позиции как раз-таки заложен большой ресурс – быть собой, ошибаться, просить помощи. И он остаётся закрытым. Такой человек вырастает слишком серьёзным, ответственным, собранным. В его теле много напряжения. Он очень устаёт. Он как будто всё время в борьбе.
В ином случае, когда ребенку позволяется быть ребенком, у него тоже могут возникать трудности взросления. Но он чувствует, что возникающие проблемы преодолимы, и процесс взросления ему кажется интересным, ведь там больше свободы. Да, это трудно, но это интересно!
12. Запрет быть здоровым «Не будь здоровым»/ «Не чувствуй себя хорошо».
Это про то, что ребенок должен стараться, что ему надо проявить усилия. Это подталкивание к геройскому подвигу. Ребенок должен пожертвовать своими желаниями и потребностями, своим здоровьем, если хотите. Температура 38, а он сидит стойко и делает уроки.
Внимание! С родительскими посланиями можно (и нужно!) работать. Их можно отслеживать, осознавать и трансформировать! Особое внимание им нужно уделить, если в жизни что-то не получается или негативный опыт повторяется раз за разом.
Что такое трансформировать родительские послания? Сформировать для себя иные (в соответствии с потребностью). Дать себе самому разрешение на ту или иную жизнь.
Приведем примеры:
- «Ты можешь быть успешной»,
- «Ты можешь чувствовать»,
- «Ты можешь быть обеспеченной»,
- «Ты можешь быть счастливой»,
- «Ты – ценный человек»,
- «Ты можешь пробовать и ошибаться»,
- «Ты можешь иметь своё мнение»,
- «Ты можешь наслаждаться жизнью»,
- «Ты можешь доверять людям» и т. п.
Здесь всё очень индивидуально. Даны лишь примеры. Вы можете трансформировать свои установки самостоятельно или же на психологической консультации.
Иванова Наталья Валентиновна, психолог, т.(WhatsApp)+7-904-76-76-76-2 (консультирую онлайн).
Друзья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать!
Все статьи канала здесь смотри в себя