30 апреля 2020 года были приняты два постановления Правительства РФ № 616 и 617, вносящие существенные изменения в процедуры закупок иностранных товаров для государственных и муниципальных нужд. Давайте попробуем проанализировать последствия принятия данных документов для образовательных организаций России, а также посмотрим, что именно нужно учесть руководителям организаций и органов управления образования при осуществлении закупок в новой реальности.
Вводимые запреты и ограничения не являются чем-то новым для отечественного рынка. Так, ряд ограничений при реализации национального режима закупок действовал и прежде на основе ст. 14 Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также ряда постановлений правительства России, принятых ранее. Постановления правительства от 30 апреля расширяют ранее введенные ограничения, а также накладывают новые.
Отдельно следует обратить внимание, что в новых постановлениях правительства появились ограничения в отношении товаров, подпадающих под ОКПД 32.99.53.190, 32.99.53.130, которые в большинстве случаев используются для закупки учебного оборудования, а также ОКПД2 32.4 «Игры и игрушки».
Нужно отметить, что механизм действия постановлений предполагает, что заказчик обязан устанавливать запреты и ограничения, если закупается товар с ОКПД2, входящий в перечни, прилагаемые к постановлениям. Давайте рассмотрим новые правила игры немного подробнее.
Запрет на закупки
Постановление № 616 запрещает закупку промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с приложенным перечнем. Под запрет попали велосипеды, матрасы, множество видов мебели, в том числе вся мебель из пластика, несколько категорий станков, некоторые ручные и электрические инструменты, много видов строительных материалов, обувь, текстильные изделия, ткани и другие позиции – суммарно 125 пунктов, определенных в соответствии с ОКПД. Подробнее со списком можно ознакомиться в оригинале документа, который приложен к настоящей статье.
Конечно, указанный запрет имеет ряд исключений, которые дают возможность осуществить закупку при строго определенных условиях. Так, запрет не распространяется на товары, происходящие из государств – членов Евразийского экономического союза, куда входят, кроме России, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.
Кроме того, приобрести иностранные товары можно в случае если:
- такой товар не производится на территории России; осуществляется закупка одной единицы товара, и ее стоимость не превышает 100 тыс. рублей;
- производится закупка партии товара, суммарная стоимость которой менее 1 млн рублей;
- аналогичные товары, произведенные в России, не совместимы с оборудованием, уже имеющимся у заказчика;
- приобретаются запасные части к имеющимся товарам или оборудованию.
Следует обратить внимание на тот факт, что подтверждением происхождения товара (производства его на территории России) является исключительно наличие сведений о нем в реестре промышленной продукции, произведенной в нашей стране. Никакими иными документами, в том числе сертификатом происхождения по форме СТ-1 или декларацией о происхождении товара, подтверждать страну производства нельзя. Данный пункт вступает в некоторое противоречие с действующими нормативно-правовыми актами, в том числе с ФЗ от 01.06.2011 г. № 103-ФЗ «О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ», Соглашением от 20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ», а также Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. N 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Но учитывая отсутствие правоприменительной практики, а равно риски проверок и дальнейших штрафов, предполагаем, что, несмотря на имеющиеся противоречия, на практике будут применяться требования постановления № 616, а не указанных выше актов.
«Третий лишний»
Постановление № 617 вводит правило об отклонении заказчиком заявки на закупку, если подано не менее двух заявок с предложениями о поставке товаров, страной происхождения которых являются государства – члены Евразийского экономического союза, при условии, что в заявках указан не один и тот же товар одного и того же производителя.
В данном постановлении, в отличие от предыдущего, документами, подтверждающими страну происхождения товара, уже является как наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной в России, так и сертификат происхождения, выдаваемый в порядке, определенном Соглашением от 20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».
Важно отметить, что при исполнении контракта, заключенного в соответствии с требованиями постановления № 617, то есть если в ходе закупки заказчиком были отклонены заявки других участников на основании несоответствия страны происхождения, замена товара на аналогичный, страной происхождения которого является не государство – член Евразийского экономического союза, не допускается.
В перечень, приложенный к данному постановлению, попали такие товары, как тетради, альбомы, папки, канцелярские принадлежности, стиральные и моющие средства, химические реактивы, посуда, пластмассовые принадлежности, фурнитура для мебели, музыкальные инструменты, спортивное снаряжение, игры и игрушки, тренажеры, демонстрационное оборудование, спортивные площадки и многие другие позиции – всего 174 пункта, определенных в соответствии с ОКПД. Подробнее со списком можно ознакомиться в оригинале документа, который приложен к этой статье.
Необходимо также обратить внимание на то, что в соответствии с п.3 постановления, при наличии заявки с российским товаром действуют положения приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, в соответствии с которым в случае победы в подобном аукционе цена контракта должна быть снижена на 15% от заявленной, что может привести не просто к снижению выручки компании-поставщика, но и фактически к продаже в убыток.
Протекционизм и его последствия
Оба постановления в большей своей части вступают в силу со дня опубликования, а поэтому можно сказать однозначно, что мы все уже живем по новым правилам. Если немного отвлечься, можно порассуждать о том, что вопросы импортозамещения и защиты национального производителя в последние несколько лет превратились в одну из основ политики России. Хорошо это или плохо – вопрос скорее риторический, который можно долго обсуждать, но так и не прийти к единому мнению. Пока нет данных об эффективности введения указанных мер и анализа их последствий, делать выводы сложно.
Понятно, что после принятия указанных документов образовательные организации будут обязаны ими руководствоваться, и странно было бы представить, что кто-то отказался это делать.
Хорошо, что жесткие запреты имеют ряд исключений, оставляющих возможность приобрести иностранное оборудование, которое по той или иной причине необходимо школе, колледжу или детском саду. Также есть надежда на то, что отечественные производители смогут наладить производство товаров из указанного списка и закрыть тем самым потребность в них. Хорошим последствием было бы еще появление или развитие собственных разработок в области высокотехнологичного оборудования, указанного в обоих постановлениях.
Однако, как подсказывает исторический опыт, политика протекционизма на длинной дистанции чаще всего приводит к падению качества товаров и повышению затрат как на их производство, так и на приобретение, что в данном случае может сказаться на уровне образования детей – «главного достояния России», по словам нашего президента.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.