Найти в Дзене
Розенкрейцер

Розенкрейцерское просвещение на примере группы Н.И.Новикова

Обычно, классическими розенкрейцерами называют группы, прежде всего мистиков, философов, активно действовавших в Европе в 17-18 веках. В интернете есть достаточно информации на эту тему, как достоверной, так и нет. Чтобы лучше понять это явление, важно помнить, что группа выдающегося российского просветителя Николая Ивановича Новикова (1744-1818), была как раз розенкрейцерской, по своим задачам и идеалам. Николай Иванович, будучи многогранной личностью, известен, прежде всего, как издатель книг, выпускавшихся Московским университетом, а также нескольких журналов в конце 18 века. Основной направленностью издаваемых книг было просвещение всех слоев российского общества той поры. Были издания, ориентированные на ученую часть общества, но что, пожалуй, еще важнее, на самую простую. Предположительно, группой Новикова был создан самый популярный «народный роман» тех лет. Основной целью которого было приобщить к чтению и грамоте самых простых людей, пусть даже через «бульварный роман». Та

Обычно, классическими розенкрейцерами называют группы, прежде всего мистиков, философов, активно действовавших в Европе в 17-18 веках. В интернете есть достаточно информации на эту тему, как достоверной, так и нет. Чтобы лучше понять это явление, важно помнить, что группа выдающегося российского просветителя Николая Ивановича Новикова (1744-1818), была как раз розенкрейцерской, по своим задачам и идеалам. Николай Иванович, будучи многогранной личностью, известен, прежде всего, как издатель книг, выпускавшихся Московским университетом, а также нескольких журналов в конце 18 века. Основной направленностью издаваемых книг было просвещение всех слоев российского общества той поры. Были издания, ориентированные на ученую часть общества, но что, пожалуй, еще важнее, на самую простую. Предположительно, группой Новикова был создан самый популярный «народный роман» тех лет. Основной целью которого было приобщить к чтению и грамоте самых простых людей, пусть даже через «бульварный роман». Также, именно Новикова можно назвать родоначальником российской журналистики. Более того, он же начал издавать первый русский сатирический журнал, обличая пороки, в том числе власть имущих. Ими же открыта первая публичная российская библиотека. По преданию, Николай Иванович любил спрашивать библиотекарей какие книги самые популярные, «засаленные, с загнутыми углами и пометками». Также, характерно, что в группе Новиков, оставшийся наиболее известным российским розенкрейцером конца 18 века, пожалуй, большую часть работы выполняли другие, оставшиеся не столь знаменитыми. Необходимо вспомнить о Семёне Ивановиче Гамалеи (1743-1822), переводчике Бёме и других авторов той поры, а также одного из создателей публичной библиотеки. Об Иване Григорьевиче Шварце (1751-1784), русском немце, профессоре Московского университета, преподававшем эстетику и немецкий язык, основавшим первый Учительский институт (семинарию) в России. Среди авторов, печатавшихся в журналах, группы были: А.Я.Давыдовский, Л.М.Максимович, А.Ф.Лабзин, П.А.Пельский, А.В.Могилянский. Шварцем же была основана другая, переводческая семинария, ставшая первым филологическим учебным заведением в России. Одним из важнейших инициатив было создание Дружеского ученого общества.

Конечно, интересны и связи этой группы со многими виднейшими деятелями просвещения той поры и надо обязательно заметить, что большая часть таких связей подкреплялся участием в деятельности масонской организации той поры: Михаилом Матвеевичем Херасковым, директором и куратором Московского университета, Иваном Владимировичем Лопухиным – крупнейшим издателем той поры, одним из наиболее титулованных и высокопоставленных дворян, князьями Ю.Н. и Н.Н.Трубецкими, князем А.А.Черкасским, В.И.Баженовым, братьями Е.П. и П.П.Тургеневыми и многих других выдающихся личностей той эпохи.

О деятельности русских просветителей конца 18 века, много подробной информации, хотя до сих пор остались не разобранные и неопубликованные рукописи этой группы. Желающие могут найти массу интересной информации о ней.

Но речь сейчас идет скорее о том, что деятельность группы российских розенкрейцеров 18 века, совершенно совпадала по характеру с деятельностью европейских розенкрейцерских групп той поры. Существует даже такой термин, как «розенкрейцерское просвещение». Ян Коменский –родоначальник современной педагогики, был розенкрейцером. Как и многие другие европейские деятели просвещения. Это прежде всего просвещение, причем как создание доступного образования для широких слоёв, так и содействие развитию научного развития. Важным было также опора на осознание мистического наследия предыдущих эпох. Это отдельная, большая тема. Содействие утверждению гуманизма, во всех его лучших проявлениях. Без уважительного отношения к любому человеческому и более того, живому существу, невозможна дальнейшая эволюция человечества в целом. Такая эволюция требует реформы в политической, религиозной, научной и общественной жизни. И она же необходима в позитивной трансформации человеческой личности – осознающей необходимость собственного развития в единстве с Божественными Законами, ответственности перед мирозданием, обществом, государство, семьёй, самим собой и жизнью.