Найти тему
Еще один день

Безумец или Гений? Жизнь и творчество: Винсент Ван Гог 🍂

Оглавление

Кто же такой Винсент Ван Гог? Безумец о котором ходит множество мифов или же гений своего времени?

«Автопортрет с трубкой», 1889
«Автопортрет с трубкой», 1889
Винсент Ван Гог: « Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка »

Сейчас имя голландского художника известно многим, а его картины лидируют в рейтинге наиболее дорогих произведений искусства. Но на момент жизни Винсента, его личность имела противоречивый образ в глазах современников. Критики, не одобряли работы, а некоторые живописцы считали, что путь по которому идет Винсент – это всего лишь пустая трата времени и средств. Но, несмотря на все обстоятельства, Ван Гог продолжил идти к своей цели и его положение неплохо складывалось. Можно даже сказать, что оно в некоторой степени было уникальным. Он работал художником на договоре у арт-дилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». И этим арт-дилером был его брат. 🥀

Брат - Тео Ван Гог
Брат - Тео Ван Гог

Примечательно и взаимоотношения двух братьев. Как только Винсент решил стать художником, его сразу же начал поддерживать родной брат Тео. Каждый месяц он присылал деньги, а они, в свою очередь, чаще всего шли на три вещи:

  1. Материалы
  2. Еда
  3. Аренду жилья

Братья вели почти нескончаемую переписку друг с другом. Всего сохранилось 903 письма, за время их общения в период с 1872 по 1890 годы. И благодаря этим бесценным письмам, мы знаем каким человеком был Винсент Ван Гог. Для искусства это феноменальное явление, когда все интересные факты про художника описаны в его же письмах. 💌

Одно из писем Винсента Ван Гога о творчестве и работе
Одно из писем Винсента Ван Гога о творчестве и работе
Одно из писем Винсента Ван Гога о жизни в Арле
Одно из писем Винсента Ван Гога о жизни в Арле

Но а теперь, перейдем непосредственно к творчеству Ван Гога:

1. Парижские будни

Практически все самые известные и дорогие картины Ван Гога относятся к тому времени, когда он посетил Париж в 1886 году и якобы оказался под влиянием импрессионизма. Но на удивление сам Ван Гог импрессионистом себя не считал, утверждая, что не знает, о чём идёт речь, не видит никакой связи с этим направлением и не ощущает никакой нужды чувствовать эту связь. Художник попросту показывал, насколько это прекрасно, наслаждаться чем-то новым. 🎆

«Вид на крыши Парижа», 1866
«Вид на крыши Парижа», 1866
«Окраина Парижа», 1866
«Окраина Парижа», 1866

2. Полотна, картины, наброски...

Более 1100 рисунков написаны Винсентом в те дни, когда было слишком ветрено для написания картин маслом или когда не хватало денег на холст. В отличие от других художников, делающих наброски и использующих их в качестве черновиков для будущих картин, Ван Гог возвёл собственные рисунки в жанр искусства, ведь для него было важнее не как изображать, а что. Огромный багаж работ был результатом колоссальной производительности, когда в течение целых месяцев Ван Гог писал в день по картине. За те 2 года, которые художник жил в Париже, он успел написать около 230 полноценных картин. 🎨

Эскиз рабочего
Эскиз рабочего
«Вид Арля с пшеничного поля», эскиз
«Вид Арля с пшеничного поля», эскиз
«Бульвар Клиши», 1887
«Бульвар Клиши», 1887

3. Горячий темперамент

Есть мнение, что Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Другими словами, через призму своей эмоциональности:

«Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом».

Но в действительности, он очень ответственно подходил к работе. Подтверждением служат слова, сказанные самим художником:

«Великое создается не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому... С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, но должно быть создано упорным волевым напряжением». ✨
«Ночная терраса кафе в Арле», 1888
«Ночная терраса кафе в Арле», 1888

Эту террасу Ван Гог писал три ночи подряд. Прямо на открытом воздухе под ночным небом. Он считал, что ночь богаче на краски, чем день. И это “нелепое” утверждение он смог доказать своей “Ночной террасой”.

В картине нет ни капли чёрной краски. Густо наложенные мазки делают желтый и синий ещё более яркими. Этим цветам аккомпанируют фиолетовые и оранжевые отсветы на мостовой. Это одна из самых ярких и позитивных работ Ван Гога. Несмотря на то, что перед нами ночь!

4. Первая ночь

Еще задолго до переезда в Арль Винсент мечтал написать ночной пейзаж. И таким первым удачным опытом стала «Звездная ночь над Роной» . Это полотно является ярким примером постимпрессионистской живописи и настоящим шедевром.

Сюжет произведения незамысловат, но приятен: ночной город, набережная, залитая светом фонарей, неспешно прогуливающаяся, по-видимому, немолодая пара. Однако первое, что бросается в глаза — это потрясающее ночное небо, усыпанное крупными звездами. Игра множества оттенков, от бледно-голубого до иссиня-черного, сообщает необходимую глубину и объем этой части картины. Звезды на небосклоне изображены слишком большими: их сияние перекликается с искусственным светом фонарей. Художник словно противопоставляет мир, созданный людьми, таинственному бесконечному космосу, подчеркивая как схожесть, так и различия между ними.

«Звездная ночь над Роной», 1888
«Звездная ночь над Роной», 1888

« Кончается ли всё со смертью, нет ли после нее еще чего то? Быть может, для художника расстаться с жизнью вовсе не самое трудное? Мне, разумеется, обо всём этом ничего не известно, но всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города и деревни. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем черные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везет поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак — не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения », - Винсент Ван Гог