...нужно проделать некоторую подготовительную работу, приобрести следующие навыки.
Эмоциональные навыки:
- Не поддаваться на манипуляции на чувстве вины, ни перед кем не оправдываться.
- Не поддаваться на манипуляции на страхе быть отвергнутым: "Мы будем с тобой дружить, если ты станешь для нас удобной и угодливой". Не хотят, и не надо. Зачем дружить с манипуляторами?
- Не впадать в эйфорию. Это нездоровая неестественная радость.
- Не заражаться чужими эмоциями. Не подчиняться эмоциональному диктату.
- Постоянно прислушиваться к своим внутренним ощущениям, телесным и эмоциональным. Сосредотачивать внимание в первую очередь на себе, во вторую очередь - на другом человеке. Со временем отслеживание состояний станет автоматическим. Мы читаем, пишем, ходим, бегаем и прыгаем, не задумываясь над тем, как мы это делаем, но вначале это было очень непросто сделать - сколько мы пыхтели, выводя буковки в тетрадке. То же самое будет с навыком отслеживания своих состояний - вначале будет нелегко. Здесь также учимся работать со вниманием - фокусировать, расфокусировать, расширять, сужать, удерживать, переключать.
- Не жевать "мысленную жвачку".
"Я что-то не то сказал, на меня обиделиcь" - эти мысли приходят в голову людям, которым постоянно пытаются внушить чувство вины: "Я на тебя обиделась, ты виноват, загладь свою вину передо мной, сделай то, что я скажу". Так выглядит манипуляция на чувстве вины. А тот, кто поддаётся на эту манипуляцию, всё время живёт в страхе как бы кого-нибудь не обидеть и жуёт мысленную жвачку, на сто раз проигрывая в голове события прошедшего дня, анализируя их до посинения.
***
"Я что-то не то сказал, что-то не то сделал, со мной не захотят дружить" - это страх быть отвергнутым, когда его осознаёшь, его легче преодолеть.
Страх быть отвергнутым - тема очень важная.
Психологи ввели понятие "травма отвержения" и работают с людьми, которых отвергали в детстве. Если не можете справиться с этой травмой сами, найдите хорошего психолога.
"Травма отвержения" мешает найти хорошую работу, человек боится посылать резюме, ходить на собеседования, потому что не хочет вновь почувствовать себя отвергнутым.
Интересно, что когда отвергают самих отвергателей, они жутко возмущаются: "А нас-то за что? Это вот эту (и на вас показывают пальцем) замарашку надо отвергнуть, а нас принять, мы же идеальные!"
***
"Я что-то ляпнул несусветное, я выглядел смешным, глупым, я опростоволосился" - это уже следствие общения со самовлюблёнными нарциссами, которые только и ждут, когда кто-нибудь ошибётся, чтобы завизжать в восторге "Акела промахнулся". Ну, промахнулся и промахнулся, и что теперь? Позвольте себе роскошь ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Ошибаться надо уверенно. Уверенно ошибся, уверенно признал свою ошибку.
Социальные навыки:
- Никому не угождать, ни перед кем не заискивать (грех человекоугодия).
- Бороться со своим властолюбием (оно же любоначалие).
- Не подчиняться грубым приказам, а откликаться только на вежливые просьбы. Требовать уважительного отношения к людям, ко всем людям, не только к себе.
- Не зависеть от чужого мнения. Кто и что о вас думает - это его проблема, а не ваша. Вас это не должно интересовать.
- Сопротивляться обесцениванию. Не принимать обесценивающие утверждения ни в свой адрес, ни в адрес других людей. Выбросить из головы всё, что обесценивает человеческую личность, человеческую жизнь и любую другую жизнь.
- Не играть в ролевые игры, в первую очередь в пресловутый "треугольник Карпмана" с тремя персонажами: жертвой, злодеем и спасателем. Оставаться собой.
- Ни от кого ничего не ждать: ни плохого, ни хорошего. Принимать всё, как есть.
Личностные навыки:
- Не перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи.
- Учиться осознавать свои границы личности и защищать их.
***
После того, как вы приобретёте вышеперечисленные навыки, вы сможете более тонко чувствовать свои психоэмоциональные состояния и сможете ими управлять.
Так же можно сочетать отработку вышеперечисленных навыков и работу с психоэмоциональными состояниями. Одно другому не мешает - оно даже интереснее, потому что можно сравнить свои психоэмоциональные навыки до того, как приобрел социальные навыки, и после - разница колоссальная.
Социальные навыки очень сильно влияют на развитие всех остальных навыков. И по-моим наблюдениям, социальные навыки влияют на развитие лингвистических способностей. Когда человек становится более социально развитым, у него улучшаются способности к языкам (не обязательно к иностранным, это могут быть языки программирования, музыки, танца, живописи, математики, геометрии...).
Предыдущая статья о психоэмоциональных состояниях
Автор: Евгения Вазенмиллер