Найти тему
Журнал ПЛАС

Беларусь против COVID-19. Резкий рост онлайн-продаж и коллаборация в ресторанном бизнесе

Вячеслав Сенин
Вячеслав Сенин

Как и чем Беларусь ответила на главный вызов нашего времени – пандемию? Беседой с Вячеславом Сениным, директором компании-провайдера электронных платежей Assist Belarus

Его интервью мы продолжаем серию репортажей, посвященных текущей ситуации в самых разных странах ближнего и дальнего зарубежья, включая Канаду, Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.

PLUSworld.ru: Как изменилась повседневная жизнь населения Беларуси в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией? Как вводимые государством антикризисные меры повлияли на вашу деловую активность и организацию рабочего процесса?

В. Сенин: Несмотря на рост вновь заразившихся жителей страны, демонстрируемый статистикой, в целом для населения Беларуси сохраняются максимально привычные условия и формат жизни. Карантин до сегодня официально не был введен. При этом бизнес-структуры по собственной инициативе переводят сотрудников на удаленную работу. Родители пишут заявления о переводе детей школьного возраста на домашнее обучение, отказываются от посещений дошкольных учреждений. Самоизолировавшихся достаточно много, но и все-таки остается большое количество граждан, которые ежедневно передвигаются на работу или по делам, используя общественный транспорт. Все чаще в общественных местах можно встретить людей в защитных масках и перчатках, чаще в быту стали использоваться антисептики. Эти тренды отражает и более чем двукратный рост онлайн-продаж медицинских масок, перчаток и антибактериальных салфеток, который мы уже отмечали в своих исследованиях. Как и многие другие, наша компания постарались перевести на удаленный режим работы максимальное количество бизнес-процессов.

Отдельно стоит отметить, что сфера туризма и развлечений первая приняла на себя удар пандемии – бизнес потерял клиентов, а сотрудники – работу. На грани закрытия сегодня оказался и офлайн-ритейл.

PLUSworld.ru: Какие изменения платежной индустрии, присущие Беларуси на фоне пандемии, вы бы могли отметить?

В. Сенин: В платежной отрасли наблюдаются значительные изменения. Потребители все больше используют безналичные платежи и, в частности, бесконтактные технологии. Мы видим значительный рост онлайн-платежей в следующих сегментах: продукты питания, медицинские товары, бытовая техника и электроника, товары для животных, детские товары. Стоит отметить, что наблюдается и рост мошеннических операций. Например, на фоне пандемии одну из жительниц столичного региона неизвестные просили перевести деньги в фонд помощи белорусам, которые из-за коронавируса якобы не могут вернуться на родину. Также злоумышленники используют телефонные звонки и, представляясь сотрудниками госорганов, ссылаются на вымышленный документ, предусматривающий разовые выплаты населению для противодействия коронавирусу – для приобретения масок, тестов и т. д., пытаясь завладеть данными банковских карт потенциальной жертвы.

Преступниками продолжает использоваться и стандартная схема создания мошеннических сайтов – теперь и по продаже тестов на выявление коронавируса. Ссылку на такой сайт отправляют пользователю на электронную почту и предлагают оплатить услугу, обещая, что оплаченный товар доставит курьер.

Еще одна схема мошенничества, которую зафиксировали сотрудники МВД РБ – мошенники присылают письма на электронные адреса физлиц от имени Всемирной организации здравоохранения. В сообщении присутствует ссылка на статистику, связанную с COVID-19 в Беларуси, и рекомендации по противодействию инфекции. Жертва переходит по ссылке, после чего на компьютере автоматически активизируется вредоносная программа, блокирующая функционал компьютера и требующая перевода денег на счет мошенников.

PLUSworld.ru: Наблюдается ли в условиях пандемии снижение использования наличных при расчетах в рознице?

В. Сенин: Действительно, сегодня наблюдается значительное снижение расчетов наличными. Бесконтактная оплата становится наиболее популярным способом платежей. При этом международные платежные системы приняли решение увеличить лимиты бесконтактных платежей для рынка Беларуси. Например, Visa повысила такой лимит до 120 белорусских рублей, (порядка 3640 российских рублей), ранее он составлял 80 рублей. По данным Visa, в РБ более 79% транзакций на данный период совершаются с использованием бесконтактной технологии. Также отмечается значительный рост операций с помощью приложений Samsung Pay и Apple Pay. В сравнении с предыдущими периодами таких операций было обработано в 11 раз больше, чем в предыдущем полугодии. Уже почти каждый второй онлайн-платеж совершается с мобильного устройства: за 2019 год количество таких платежей составило 47% от общего числа безналичных транзакций. Десктоп год от года теряет свои позиции, но вряд ли будет вытеснен полностью, пока есть категории товаров и услуг, выбор и оплата которых удобнее с использованием большого экрана и полной версии сайта. Платежи продолжают «перетекать» в мобильный канал, и это наглядно видно по динамике прироста объема транзакций.

PLUSworld.ru: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Насколько выросла активность в онлайн-сегменте? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Каков процент кооперации в ритейле онлайн и офлайн?

В. Сенин: Как я уже отмечал, белорусы стали чаще покупать в интернете предметы, которые необходимы в повседневной жизни: товары для детей, продукты питания и даже товары для строительства и ремонта. Главными причинами роста онлайн-покупок, кроме того, что сегодня это наиболее безопасный способ шоппинга, белорусы называют более низкие цены и больший выбор, и ассортимент, чем в офлайн-магазинах. При этом степень влияния этих факторов зависит от категории товаров: так, при покупке техники и электротоваров онлайн люди больше ценят больший выбор и ассортимент, а при выборе детских товаров – более низкие цены. Средний чек на технику и электронику равен 100-150 белорусских рублей (примерно 5550 российский рублей), товары для детей – 30–50 рублей (от 910 до 1516 российский рублей). При этом востребованность услуг курьерской доставки возросла больше чем на порядок. Закономерно, что в условиях пандемии более чем на 35% упали платежи за билеты на мероприятия, на 25% – расходы на путешествия. Офлайн-торговля терпит большие убытки и регулярно обращает внимание арендаторов на слишком высокие арендные платы. Часть ритейла стремительно переходит в онлайн-формат и стремиться таким образом удержать клиента.

PLUSworld.ru: Отмечаете ли вы рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом? Насколько качественно оказывается данный вид услуги?

В. Сенин: Безусловно, что онлайн-заказы и доставка товаров сегодня – приоритет номер один у любого бизнеса в интернете. Продукты питания не исключение. Один из самых популярных представителей данного направления по онлайн-продаже и доставке продуктов питания – интернет-гипермаркет e-dostavka – работает в режиме суперзагрузки. Все курьерские службы работают в режиме нон-стоп.

PLUSworld.ru: Какие изменения уже произошли в сегменте HoReCa? Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе? Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?

В. Сенин: Власти не планируют на данный период времени никаких компенсаций потерь в ресторанном и других бизнесах. Гостиничный бизнес в новых условиях старается переориентироваться не на посуточную аренду, а на постоянную, по крайней мере на ближайшие полгода. Идет значительное снижение стоимости аренды. Некоторые гостиницы предлагают услугу бесплатного проживания врачам, которые работают с больными COVID-19.

Ресторанный бизнес также не остается в стороне и предлагает услугу «бесплатный обед» медперсоналу в больницах. Обеды готовят и доставляют самостоятельно. В эту благотворительную акцию включаются и другие представители бизнес-сообщества, которые, например, предлагают ресторанам бесплатные поставки продуктов питания. Физические лица организуют сборы денежных средств для того, чтобы рестораны могли закупать продукты и одноразовую посуду и продолжать готовить горячее питание врачам и медсестрам в больницах. Такая коллаборация привносит в жизнь белорусов позитивные и светлые впечатления. Врачи делятся в социальных сетях словами благодарности.

Некоторые рестораторы отмечают, что бизнес будет проще закрыть, чем восстановить, другие же говорят о смене формата работы. Думаю, что долгосрочные перспективы пока не ясны никому. Каждый бизнес сегодня живет в режиме перестройки «на ходу».

Статья относится к рубрикам: Коронавирус

Источник: PLUSworld.ru

Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы Telegram, Facebook и Яндекс.Дзен, чтобы присоединиться к профессиональному сообществу в теме Банки и Технологии и быть в курсе происходящего.