Найти в Дзене

Ямская слобода. Новосиль.

Встречаем Ямскую слободу. Антонина Балабанова – наш частый турист и краевед Новосиля посоветовала нам туда заехать и мы поехали!

Ямска́я Слобода́ — село в Новосильском районе Орловской области. Входит в Зареченское сельское поселение. Название поселения получено от проживавших там людей — ямщиков. Впервые эта слобода упоминается в Дозорной книге Новосильского уезда в 1614-1615 гг, там пишется о том, что в 1611 году ее сожгли «литовские люди» и «черкасы»., после чего произошло второе заселение места.

В 1686-1687 гг в сметной книге Новосиля упоминается слободская Дмитриевская церковь с приделом Святых мучеников Фрола и Лавра покровителей лошадей. Храм был деревянный во имя святого великомученика Дмитрия Мироточивого. Каменный храм построили на средства прихожан в 1810 году. Приход состоял из самого села, а также входило в разное время сельцо Задушное.

Кирпичная церковь в формах классицизма, построенная в 1810. Трехсветный четверик с полукруглым алтарем, небольшой трапезной. Колокола были подвешены на столбах рядом с церковью, была тут такая своеобразная колокольня.

Храм Дмитрия Солунского - Ямская слобода. Новосиль. Путешествуем с Верой г. Орел.
Храм Дмитрия Солунского - Ямская слобода. Новосиль. Путешествуем с Верой г. Орел.

Построен храм Дмитрия Мироточивого по низкому правому берегу реки Зуши. Река обходя омывает село с трех сторон. Силуэт уцелевших до наших дней стен храма виден издалека на подступах к населенному пункту Новосилю. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. С 1893 года в селе существовала школа грамоты.

Что такое школа грамоты в дореволюционной России? Это- одно-двух - годичные школы элементарного обучения. Находились в ведении различных ведомств и частных лиц. В 1891 переданы Синоду. Обучение в школах грамоты ограничивалось заучиванием молитв, начатками чтения, письма и счёта. После Октябрьской революции 1917 были ликвидированы.

Основателем школы грамоты в Ямской слободе был Сахаров Семен Васильевич.

Сахаров Семен Васильевич, священник, уездный наблюдатель церковных школ Новосильского уезда. Родился в с. Вяжи в 1864г. Сын священника. В 1890 году определен во священника и посвящен к Дмитриевской церкви с.Ямской Слободы Новосильского уезда. Состоял заведующим, законоучителем и учителем в открытой им школе грамоты, преобразованной в церковно-приходскую (1891г.). Состоял законоучителем и учителем Задушенской и Ямской церковно-приходских школ (1897г).

Когда стала искать информацию о селе в наше время, что то ничего особенного мне не встретилось, кроме того, что только в 2012 году была построена дорога к селу. Больше века жители этой деревни добирались до большой дороги пешком через поле. Деревню Ямская слобода нельзя назвать малонаселенной. Здесь больше 120 дворов. Правда, когда-то их было намного больше. Когда то здесь были и начальная школа, и клуб, и жители трудились на колхозных полях и фермах. Но отсутствие элементарного блага цивилизации - нормальной дороги - заставило многих искать лучшей доли. До большой трассы деревню Ямская слобода отделяло всего полтора километра. Строительство шло по федеральной программе. Ее стоимость составила свыше 13 миллионов рублей.

Юные жители деревни давно уже мечтают о собственном стадионе. Даже площадку уже подобрали, говорит местный депутат. Решение этого вопроса так же пообещали не откладывать в долгий ящик.

С появлением дороги в самое ближайшее время в деревне появится рейсовое сообщение с районным центром, а детишки будут ездить в школу на школьном автобусе.

Нина Зубова, старожил деревни, ветеран труда и внимательный житель села, однажды на берегу реки Зуши обнаружила чистейший родник, и обустроила своими руками. В роднике вкуснейшая ключевая водица!

-2

😊 и последнее.. про ямщиков

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

В результате получилось...

Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались «тулуп» и «кушак». Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же «летит кибитка удалая». У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка).

Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом — она взрывает.

Что, или, вернее, кого? Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть «браздов», детей не смутило — и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.

За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.

Рожденный копать — летать (на кибитке) не может!

Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на «пятой точке».

В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.

В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах.

Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.