Сегодня отправимся на прогулку в самый популярный среди туристов Сокский карьер, который образовался в следствии высокой нужды в горной породе во время строительства Жигулевского гидроузла в 1950-1980-х годах. На данный момент считается закрытым.
Как добраться?
Карьер находится недалеко от поселка Волжский. Чтобы найти вход нужно будет пройти небольшой квест. После автомобильного моста на кольце сворачиваем в сторону реки Сок. Асфальт сменится вот такой белой дорогой, поэтому не советую мыть автомобиль перед поездкой.
Не доезжая до КПП со шлагбаумом, нужно повернуть направо.
Рядом с 3-х этажным заброшенным красным зданием можно оставить автомобиль. Сразу оговорюсь, что место не самое безопасное, поэтому с детьми лучше этот маршрут не проходить. Конкретно это парковочное место на границе с действующим карьером, поэтому можно встретить свору собак. Мы за весь маршрут в жаркую погоду видели собак только у шлагбаума.
Координаты парковки: 53.416260, 50.155001
Сокский карьер
Красное здание обходим слева и поднимаемся на мост.
Вид с моста на заброшенные здания карьера. Где-то рядом действующее стрельбище.
Переходим мост и отправляемся по дороге на верхушку #сокский карьер
Нужно будет преодолеть 2 или 3 вот таких витка. Рекомендую использовать навигацию от Maps.me, так как она хорошо знает тропинки внутри карьера.
Мы на верхушке, где перед нами появляется развилка. Дорога налево приведет к новому карьеру, прямо спуск вниз карьера, направо - путь на самую высокую точку карьера. Мы пошли направо.
На развилке можно познакомиться с карьером. Все рекламные ракурсы ждут впереди.
Чтобы оценить масштаб карьера, предлагаю на него взглянуть сверху. От целой горы словно отрезали кусочек, как от торта. И эта гора стала второй после Царева кургана (подробная статья тут) для нужд строительства Жигулевской ГЭС (подробная статья тут).
Неожиданно для нас - мы увидели двух подростков, которые промчались на мопеде. За время прогулки еще увидим велосипеды и квадроциклы, а в финале промчится LADA Нива. Не знаю, как они попали все на гору, но хотя бы с велосипедом можно было облегчить и ускорить прогулку по окрестностям.
Первая смотровая точка, откуда хорошо видна самая высокая часть карьера.
Говорят, что когда наступает ночь по всему карьеру зажигаются огни от костра. Многие не против здесь устроить пикник. К сожалению, не все за собой убирают. В одном месте зачем-то расколотили много стекла.
Природа берет свое и постепенно карьер зарастает. Здесь не делали искусственную посадку деревьев в отличии от Царева кургана.
Карьер чем-то напоминает футбольный стадион, который также можно обойти по верху, где с каждого ракурса открывается новый интересный вид. Отсюда виден новый карьер. Снизу полностью просматривается дорога вниз с нашей развилки.
В этом месте новая развилка. Если пойти налево, то продолжится путь по краю карьера с опцией уйти на верхушку #гора тип-тяв в направлении #красная глинка Мы повернули направо, чтобы выйти на смотровую площадку.
Отсюда открывается красивый вид на Жигулевские горы и разлив реки Волги от Самары до села Задельное.
Хорошо просматривается Самара
Рельефность Жигулевских гор.
Внизу всем известная надпись "Самара"
Возвращаемся к карьеру. Напротив нас новый карьер.
Мы стоим на самой высокой точке. Отсюда видна Волга и поселок Волжский.
Просматривается железнодорожный мост и река Сок.
Сокские штольни
Если остались силы, то можно спуститься вниз карьера и погулять по нему. Мы в maps.me заметили тропу, которая через лесную дорогу вела к метке "1-е сокские штольни". Быстрый путь вниз и недалеко от автомобильной парковки. Было решено спускаться.
Тропа с карьера хоть и с резким спуском, но вполне терпимая. По дороге нашли вот такую покрышку от БЕЛАЗа.
Тропа выводит на грунтовую дорогу.
Если по ней пройти 50 метров, то можно заметить небольшую дырку - это и есть Сокские штольни, которые на момент прекращения работ были одними из самых протяженных в России длиной в 53 км.
1-е сокские штольни считаются центральным входом в подземную систему. Здесь очень холодно, темно и опасно, поэтому в одиночку без специального проводника делать нечего. На входе лежит журнал, где записывают время входа и количество людей. Штольни богаты внутренней жизнью, которую успели нажить во время активной работы с 1930 по 1960 гг. Здесь даже есть вагонетки, которые перевозили камни. Трудились в этих местах в основном заключенные.
Многие в штольнях разводят костры, тем самым создавая главную опасность - задымление. Так в 1999 году произошла трагедия, когда несколько студентов отправились в штольни и не вернулись. За ними без специального кислородного оборудования пошли сотрудники МЧС и тоже не вернулись. Как потом выяснилось в штольнях было сильное задымление, что стало главной причиной трагедии. С тех пор обещали завалить все возможные входы в штольни, но из-за отсутствия бюджета - никто не стал этого делать. Помимо задымления остаются угрозы обвалов. Поэтому тут совсем небезопасно.
От штолен ведет тропа к известной дороге. Откуда совсем близко до припаркованного автомобиля.
На этом обзор подошел к концу. В следующей статье расскажу про наш подъем на гору Тип-тяв. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи об интересных местах #самарская область #самарская лука
Статьи от автора:
✔️ Самарская область за 18 дней: все достопримечательности в одной статье
✔️ Жигулевские горы. Обзор всех популярных гор в одной статье
✔️ Сокольи горы. Все панорамы горы Тип-Тяв
✔️ Шведские дачи в Самаре. Подробный обзор
✔️ Падовский карьер с прозрачной водой