Мне показалось интересным проследить обстоятельства награждений лётчиков одного истребительного авиационного полка (ИАП), начиная с 1941 года.
147 ИАП базировался на Крайнем Севере на аэродроме Мурмаши в 15 километрах от Мурманска. В июне 1941 года на вооружении полка стояли самолёты И-153 "Чайка". Это были полутора планы со скоростью около 400 км/час и вооружённые четырьмя пулемётами винтовочного калибра. Они могли нести до 200 кг бомб.
Не поднимается у меня рука написать, что к лету 1941 года эти самолёты могли называться истребителями... По крайней мере, основному истребителю противника Ме-109, вооружённому пушками, на тот период "Чайка" уступала в скорости примерно 200 км/час... "Чайка" даже не могла догнать некоторые модификации бомбардировщиков Ю-88. Так что скорее это был уже лёгкий штурмовик, тем более, что его пилот был защищён бронеспинкой, и на эти самолёты можно было установить реактивные снаряды РС-82.
И вот на этих самолётах "сталинские соколы" тем не менее вступали в воздушные бои с "мессерами", оставались после этих боёв живы и даже не каждый раз бывали сбиты...
Вот первый пример наградного листа.
О чём по сути здесь говорится? О том, что в воздушном бою пилот И-153 был сбит, получил ранения и ожоги... За это и ещё за 30 боевых вылетов на штурмовку он был представлен и награждён орденом Красного Знамени в июле 1941 года. Вроде бы недостаточно заслуг и результатов у лётчика, чтобы получить столь высокую награду?..
Но становятся более или менее понятными мотивы его командиров, когда они подписали представление пилота на награждение столь высокой наградой, если обратить внимание на одно слово "Мурмаши". Это базовый аэродром 147 ИАП и воздушный бой с Ме-109 произошёл при налёте на этот аэродром. То есть по сути лётчик боем отвлёк самолёты противника (пусть и на какое-то время) от их основной задачи - уничтожения самолётов полка на земле. Это аналогично тому, если бы он вызвал огонь на себя. А в воздушном бою над своим аэродромом выиграть время - это очень важно. Ведь "мессерам" надо было ещё контролировать остаток топлива, чтобы вернуться на свой аэродром...
И была в тексте наградного листа ещё одна цифра - 5. Пять воздушных боёв провел отважный лётчик и, надо полагать, только в 5-м бою (над своим аэродромом) был сбит. В предыдущих 4-х воздушных боях ему удалось сохранить свой самолёт, которой он мог и в дальнейшем использовать для вылетов на штурмовку наземных войск противника. Я полагаю, что 4 первых своих воздушных боя отважный пилот провёл тоже с истребителями противника, а не с бомбардировщиками. Возможно, это были не немецкие, а финские истребители, которые имели худшие характеристики по скорости, вооружению, чем Ме-109...
Такая вот арифметика войны 41-го года...
То есть я полагаю, что с учётом, по крайней мере, изложенных выше обстоятельств, командование ИАП по достоинству оценило самоотверженный поступок младшего лейтенанта вкупе с его боевым счётом на момент составления наградного листа.
А вы как считаете?
Второй наградной лист тоже составлен на младшего лейтенанта.
В наградном листе перечисляются конкретные результаты штурмовки и указан бой с одиночным Ме-109, в котором отважный лётчик "решительной атакой отогнал стервятника". На лицо явно желание сражаться с самолётами противниками, не взирая на их преимущество в скорости и вооружении.
Отважный пилот тоже был награждён орденом Красного Знамени в ноябре 1941 года.
К великому сожалению, для обоих отважных пилотов эти награды стали единственными за Великую отечественную войну... Надеюсь, уважаемым читателям не нужно пояснять, что это скорее всего могло означать?..
Прошу уважаемых читателей поделиться своим мнением относительно вопросов из данной заметки и предположений, выдвинутых в предыдущих публикациях.
Вечная Слава солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Прочитайте и, пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!