Найти тему
Владимир Мочалов

Как судоводители находят "дорогу" на воде?

Кроме капитана, судном управляют ещё как минимум 2 его помощника. Он тоже человек, и ему нужно иногда отдыхать

Это если обычный, восьмичасовой рабочий день. Бывает так, что работают 6 через 6, то есть по 12 часов

Помощники капитана - штурманы, которые как и он, учились на судоводителя

Ссылочки на статьи, где можно получить такую профессию, сколько там платят и вообще куда потом пойти работать будут в конце

Глубина - это из важнейших факторов безопасности судоходства. В условиях мелководья судно значительно теряет свои маневренные характеристики, что добавляет проблем судоводителю

Здесь можно сравнить это с управлением машиной на сухом асфальте и льду

Если в море можно не обязательно двигаться по какому-то определённому фарватеру (за исключением зон разделения движения и узкостей, конечно же), то на реке такой вариант "не канает".

Глубины транзитного пути Единой Глубоководной Системы РФ сегодня составляют 360 см.

Эта глубина будет гарантирована только на судовом ходе. Судовой ход - это часть внутреннего водного пути, предназначенная для судоходства и оборудованная знаками.

Какие знаки обозначают судовой ход? Вообще, такие знаки могут как береговые, так и плавучие.

Плавучие по-любому все видели, это буи. А на берегах стоят створы. Створы бывают линейные, щелевые и кромочные. Кромочных створов я не видел ни разу, щелевые есть в Рыбинском водохранилище и ещё где-то то ли на Шексне, то ли на Свири (поправьте в комментах, последний раз в тех краях был в 2013м). Сегодня самые распространённые створы - линейные

Один из 2х знаков линейного створа. Волгоград
Один из 2х знаков линейного створа. Волгоград

Линейный створ - это комбинация из двух знаков, которые показывают линию судового хода. Принцип работы такой же, как и створы на мостах.

Буи тоже бывают нескольких видов: кромочные, которые показывают границу кромки судового хода, осевые - показывают линию судового хода, и кардинальные, они ставятся в районе опасных мест как правило где действуют морские правила движения.

Осевые буи стоят на больших водохранилищах, судоводитель оставляет их слева по борту, двигаясь по правой стороне.

Как автомобиль и сплошная линия разметки
Рассвет в Цимлянском вдхр
Рассвет в Цимлянском вдхр

Кромочные стоят на кромке судового хода, и за них выезжать крайне опасно.

К примеру, красный буй правого берега справа - значит судно следует вниз по течению

-3

А здесь справа по борту белый буй левого берега, значит судно следует вверх по течению

Также виден красный буй правого берега. Где-то под Рыбинском
Также виден красный буй правого берега. Где-то под Рыбинском

Красные буи имеют форму цилиндра, а белые - форму конуса. Также форму конуса имеют и осевые буи, но у них другая окраска - полосатая.

-5
-6

Все буи отмечены на карте

Осевые в Горьковском вдхр
Осевые в Горьковском вдхр

Кромочные в Нижнем Новгороде
Кромочные в Нижнем Новгороде

Но судоводитель не должен на них полагаться, так как их могут сдвинуть, сигнальные огни перегореть. Это вспомогательный инструмент для ориентирования, не основной.

Основной инструмент - это специальная лоция.

Каждый опытный капитан знает всю реку от и до без карты и буёв ;)

Чтобы работать на судне, нужно узнать где можно выучиться, и прикинуть, что там по зарплате, и если вас всё устраивает, то выбирайте, где хотите работать.
Также на канале много других статей и видео, посвященных речному флоту