Каждый день американцы оставляют в сети $1,2 млрд. В министерстве торговли США утверждают, что всего пять лет понадобилось для того, чтобы с 2012 года сумма, которую расходуют через Интернет, увеличилась вдвое. Всего пять лет понадобилось братьям Коллисон, чтобы их стартап стал фаворитом платежных систем. Между этими событиями нет прямой зависимости, но в росте количества платежных операций посредством Интернета частично есть заслуга компании Stripe, созданной братьями Коллисон. В 2022 году прогнозируется, что сумма, расходуемая в Интернете, возрастет ещё вдвое. Братья Коллисон непременно внесут свой вклад в развитие событий, тем более, что они уже развили стратегию ВВП Интернета, но обо всём по порядку.
Старший Патрик Коллисон — генеральный директор Strip, работает за столом рядом с рабочим местом системного администратора. Младший брат Джон Коллисон, будучи президентом компании, также неприхотлив и нестатусен — о его присутствии служащие узнают по рюкзаку, оставленному им у входа в сан-францисский офис. Патрик счёл, что напрасно проводит время в Массачусетском институте технологий. Джон прервал обучение в Гарварде. Программирование они освоили самостоятельно в подростковом возрасте. Первую совместную компанию Auctomatic они продали за $5 млн. Основатели Stripe не ставили перед собой глобальные цели как покорение мира или создание многомиллиардного бизнеса. Они просто хотели решить проблему, которая облегчила бы существование им и другим разработчикам приложений. В Интернете и смартфонах удалось упростить процесс создания сервисов и пустить дело на поток. Механизм оплаты по-прежнему оставался излишне сложным и неуклюжим. Джон и Патрик нашли решение, позволившее «ужать» до нескольких минут процесс приема платежей разработчиками.
Система оказалась универсальной. Она подходила и для других приложений. Проектом заинтересовались не только разработчики, но и крупные компании. Сперва братьям всё приходилось делать самим: писать код, общаться с клиентами, налаживать новые связи. Быстрый рост бизнеса вынудил их изменить кадровую политику компании. Им понадобились помощники. Собеседования с претендентами на вакансии в компании братья проводили лично. В первую десятку сотрудников вошли специалисты, у которых был опыт основания компаний. Они же получили 10% долей Stripe — очень высокий бонус для стартапа.
Оказывая услуги своим клиентам, Stripe не только решает их проблемы, но развивается вместе с ними, создавая новые технологии. Lyft, конкурент Uber, обратился в начале 2015 года в компанию братьев Коллисон за проектом, ускоряющим процесс оплаты водителям. В конце года у Lyft уже был проект с функцией Express Pay, позволяющий пассажирам моментально переводить деньги водителей. Срок оплаты клиента перевозчику сократился с нескольких дней нескольких секунд. Для ускорения трансакций в Stripe отказались от услуг электронной платежной сети ACH. В механизме трансакций были задействованы дебетовые карты и счета водителей.
Twitter предоставил площадку для продавцов и покупателей. У огромных ритейлеров и крохотных магазинчиков, а также пользователей микроблогов образовались проблемы с платежными коммуникациями: десятки разных технологических платформ для управления финансовыми потоками. Twitter же решил и упростить платежные коммуникации. С этой целью Twitter обратился к Stripe. Результатом сотрудничества стал продукт (Relay), с помощью которого появилась возможность реализовывать свои товары, используя платформы чужих приложений, и кнопка Bay.
Комиссия сервиса за каждую транзакцию составляет 2,9% плюс 30 центов. Приблизительно такие же условия предлагают Square и другие конкуренты Коллисон. Но политика Stripe отличается более гибким подходом к крупным клиентам. Stripe не показывает общее количество обрабатываемых транзакций. Аналитики предполагают, что ежегодный объем транзакций, проводимых с помощью сервиса компании, не менее $50 млрд. Ежегодно компания зарабатывает на этом $1,5 млрд. С каждой операции Stripe выплачивает банкам 2,5%. Патрик Коллисон утверждает, что в компании лучшая маржинальность, но точных данных не показывает.
Среди клиентов Stripe находится интернет-магазин Amazon. Есть информация, что значительную часть транзакций, хоть объём не раскрывается, обрабатывает именно Stripe. Информации о стоимости сделки в публичном доступе нет. Публика узнала о сотрудничестве компаний косвенным путём: на сайте Stripe появился логотип Amazon.
В 2017 году капитализация компании Коллисон составляла $9,2 млрд. Сейчас в компании трудятся 750 сотрудников.
Братья Коллисон и их команда обозначили свою миссию как увеличение ВВП Интернета. Конечно, он в любом случае будет расти, но в амбициях Stripe стать двигателем процесса. Они стремятся пробиться в первый эшелон электронной торговли. Для этого Stripe создаёт программы, не просто выходящие за пределы платёжной ниши, а часто изменяющие принципы её работы.