Найти тему
Файз Сайф

Закрытие Nissan и общественная помощь

 

В четверг, 28 мая, руководство многонациональной автомобильной компании Nissan сообщает о роковой новости: в декабре она закроет свой завод в Барселоне, что приведет к потере около 3000 прямых рабочих мест и около 27 000 косвенных. Президент Nissan в Европе исключает любую альтернативу: «Не существует жизнеспособного решения, чтобы сохранить завод открытым».

               Непосредственно пострадавшие рабочие поделены между фабрикой Zona Franca (2462 человека), Montcada i Reixac (161), Sant Andreu de la Barca (223), El Prat (117) и логистическим центром порта Барселоны ( 81). Но масштаб проблемы намного больше, чем эти и без того громоздкие цифры: на карту также поставлены сотни небольших заводов по производству комплектующих, поставщики всех видов, десятки тысяч рабочих мест. И, кроме того, есть еще один элемент, который мы должны принять во внимание: тот факт, что это закрытие является не единичным событием, а симптомом фундаментальной проблемы, существенного кризиса в испанской промышленной модели и даже в модели мобильности. нашего глобального общества.

               Автомобильная промышленность представляет в Испании около 10% ВВП. Среди автомобильных заводов, заводов по производству комплектующих и распределительных сетей более полумиллиона человек напрямую связаны с сектором. Испания является вторым европейским производителем автомобилей. Сегодня у него семнадцать заводов по производству легковых автомобилей и фургонов, которые обслуживают некоторые из крупнейших компаний-производителей на континенте. Но на всех этих заводах ничего не нужно делать, кроме как собирать модели, разработанные за рубежом, в рамках цепочек создания стоимости, управление которых находится в других странах. Volkswagen, PSA, Renault, Nissan, Mercedes ... ни один из этих автомобильных гигантов не имеет своего командного центра в испанском штате.

               Кроме того, автомобильный рынок находится в кризисе из-за сочетания нескольких процессов: расширение пандемии Covid 19, которая жестоко повлияло на спрос, и необходимость качественного технического прогресса для адаптации отрасли к кризису. глобальная экология, благоприятствующая переходу на электромобиль.

               Чтобы попытаться продвинуть этот процесс адаптации к зарождающемуся экологическому кризису, работодатели сектора в последние годы способствовали озвученным процессам концентрации, таким как слияние автомобильной группы Fiat Chrysler (FCA) и французского производителя PSA Peugeot-Citroën. в декабре 2019 года. Эти процессы позволяют накапливать капитал и экономить затраты, а также централизовать человеческие ресурсы и знания, чтобы можно было больше инвестировать в процесс исследований и разработок, направленных на внедрение новых решений в области электрической мобильности. , Учитывая технологическое узкое место, которое представляет для автомобильной промышленности разработку аккумуляторов и использование ограниченных минеральных ресурсов,

               Один из этих великих союзов - тот, который был создан между Renault, Nissan и Mitsubishi. Не объединившись, эти три автомобильных гиганта в последние годы создали механизмы совместной работы и разделения задач, а также перекрестные пакеты акций. Остановка Nissan должна рассматриваться и в этом сценарии. Представляя свою совместную стратегию на ближайшие годы, альянс этих гигантов решил географически распределить рынки: Renault сосредоточится на Европе и США, а также на разработке электромобиля; И Nissan сделает это в Азии и в исследованиях по автономному автомобилю.

               Уходя из Барселоны, Nissan оставляет множество границ: за последние пятнадцать лет он получил более 22 миллионов евро государственной помощи для поддержания своего завода в зоне свободной торговли, восстановление которого исключено, в дополнение к еще трем миллионам. предоставляется, но еще не оплачено, за установку краски для автомобиля, которая еще не была построена. Кроме того, он арендовал площадь своей фабрики у Consorci de la Zona Franca (организация, в равной степени участвовавшая в работе городского совета Барселоны и государства), до 2022 года. Соглашение об аренде устанавливает, что вы должны платить арендную плату до этой даты, даже если он уйдет и что он должен демонтировать оборудование и подтвердить, что почва дезактивирована, в дополнение к выплате соответствующей компенсации.

               Рабочие Nissan находятся в экстремальной ситуации. Воодушевленный объявлением о закрытии и подвергшийся дополнительному давлению проблем всех видов, порожденных пандемией, трудно мобилизовать всю социальную и общественную структуру, которая будет непоправимо повреждена закрытием завода. Хавьер Туррильо, член Комитета Компании, говорит нам в списках профсоюзов CGT:

               «Ситуация очень плохая. Мы провели бессрочную забастовку более месяца. Мы провели недели как пикет перед заводом, и никто не входит и не уходит, но мобилизация осложняется пандемией. Автомобильный вопрос очень сложный. Идея создания большого количества производства уже показывает, что это не будущее. Есть альтернативы: сосредоточиться на электромобиле. Nissan видел, что это должно уменьшить мировое производство. Он решил: я остаюсь дома и национализирую то, что имею. "

               «Несмотря на помощь, которую они получили, - рассказывает Хавьер, - усилия, которые мы, работники, прилагаем с 2009 года, они уходят. Прошло много лет без повышения зарплаты. Мы сдались даже в часы. Мы работали до субботы. Были двойные шкалы заработной платы, с более низкой зарплатой для новых участников. Ниссан не должен уходить. Наша альтернатива - национализация и ее реконверсия, чтобы дать работу всем мастерским, поставщикам и т. Д. Пусть государство национализирует его, как это делают десятки компаний по всей Европе ».

               Альтернатива национализации не надуманна. Франция одобрила помощь Renault в размере 5 миллиардов евро, чтобы она не закрывала свои заводы во французской стране. И помните, что французскому государству все еще принадлежит 15% акций компании. Кроме того, недавняя государственная помощь авиакомпаниям во Франции, Германии и Нидерландах на миллиарды долларов напоминает нам о том, что когда деятельность считается стратегической, государства имеют право вмешиваться. Испанское правительство потребовало, чтобы 10% европейской линии помощи в размере 750 млрд. Евро, объявленной неделю назад Урсулой фон дер Лейен, были выделены для автомобильной промышленности. Нет никаких сомнений в том, что значительная часть финансирования сообщества New Green Deal тоже будет. Может быть,

               Виктор Мариньо, член профсоюза Центрального университета Трабалладорас и Трабалладорес (CUT) на заводе Citröen в Виго, говорит нам, что:

               «Некоторые компании всегда пользуются обстоятельствами. Работодатели используют эту ситуацию, чтобы уйти как можно лучше. Мне кажется, хорошо, что делает французское правительство. Когда в свое время он национализировал группу PSA в 2008 году, потому что увидел, что она может быть поглощена китайцами. То, что государственная помощь будет оказана сектору, это хорошо, но должны быть обязательства, как во Франции. Не только загруженность, но и разработка проекта. "

               «Правительство Xunta, - говорит нам Виктор, - имеет более 180 миллионов евро помощи, но с полной непрозрачностью. Часть полученных средств была использована для создания вспомогательных компаний на севере Марокко. С другой стороны, проблема национализации заключается в том, кто получает бренд. Моя крайняя солидарность и поддержка рабочих Nissan и их окружения. Мы разговариваем с другими профсоюзами, чтобы поехать туда всем автомобильным рабочим в определенный день ».

               Испанская модель производства, как было сказано до тошноты, в основном состоит из туризма и раздувающихся пузырей на рынке недвижимости. Он был основан на гибкой, нестандартной и дешевой работе. Высокодоходная и высококвалифицированная деятельность, которая подразумевает высокую заработную плату и гарантию занятости, традиционно связана с промышленностью. По этой причине о необходимой реиндустриализации всегда говорят как об одном из центральных элементов новой производственной модели, которая увеличивает социальное благосостояние.

               Чего не говорится так много, так это того, что реиндустриализация, чтобы действительно иметь тот благотворный эффект, который она должна иметь, должна сопровождаться экономическим суверенитетом. Другими словами, только в том случае, если стратегическая деятельность национальной экономики прочно укоренилась в стране, как в качестве акционера, так и при принятии фундаментальных решений относительно бизнес-модели, может быть действенный круг реиндустриализации, интеграции и расширения заработная плата. Если владелец отрасли может взять его здесь или там, в зависимости от взлетов и падений глобальных потоков капитала и повторяющихся кризисов системы, индустриализация всегда находится в займе. Тем более, если Европейский континент-государство должно подготовить согласованную интеграцию континентальной экономической структуры,

               Тем временем 30 000 рабочих, которые видят свои жизненные проекты в опасности из-за закрытия Nissan, выходят на улицы, чтобы требовать нашей солидарности. Национализация компании для создания общедоступного стратегического отраслевого стандарта может быть хорошей идеей. Прежде всего, если это сопровождается механизмами эффективного участия работников и сообщества в управлении компанией. Другими словами, существенная демократизация процесса принятия решений.

Автор: Асоев Фозилчон