Закат ушедшего столетия прошел под знаменем нервического, деспотичного, но глубоко верующего Павла Петровича Романова. Применяя военные и полицейские меры, император устранял всякие проявления личной и общественной свободы. Даже дворяне стали телесно наказываться. Что уж тут вещать о крестьянах, которые жительствовали в неведении о завтрашнем дне после отмены в 1798 году воспрещения на продажу крепостных. Крепостные крестьяне не только стали сызнова продаваться, но и дариться. Лишь бы детей от семьи не отрывали! Никому не пожелаю повторить судьбину моего батьки.
Права помещиков при этом ограничились в 1797 году указом о трехдневной барщине, а по воскресеньям нынче никто не работает.
Приобретать новые книги стало тяжелее: Павел Петрович запретил их ввоз из-за границы, посему обладатели даже самых малых библиотек бережно оберегали то, что имели, иной раз обмениваясь между собой прочтенными книгами. Тем временем, пока мои дети развивались духовно, я развивался телесно.
Новый государь, будучи человеком суеверным, восхотел не совать нос в мои дела с вурдалаками, посему мне боле не на кого уповать, кроме своего верного пса Хвостика. Порой я думал, что император отрекся от моих услуг токмо за то, что мне доверяла его мать. Павел I отвергал все, что было в приоритете у Екатерины II.
Намедни у Хвостика появилась подружка чернее ночи. Так мы и прозвали ее – Ночка.
Этот год принес большие потери нашей семье. Две кончины: моя племянница Ефросинья Лопатина и благоверный Агафьи Герберт О`Хара больше не принадлежат этому миру.
1801 год
Правление Павла I Петровича было коротко. В 1801 году заговор назрел против него, в ночь с 11 на 12 марта император был убит, а на престол взошел его старший сын Александр I.
Начало века ознаменовалось новыми надеждами. Так уж издавна повелось на Руси: авось лучше жить станем с новым царем. А разве со старым плохо жилось? Тяжелые он воспоминания после себя оставил ибо вспыльчивый был, все аресты да ссылки устраивал за провинности.
Новый император сразу же снял запрет на ввоз разных товаров, в том числе книг, музыкальных нот и прочего.
Я уже несколько лет не получал писем от сестры Прасковьи из Иоанно-Предтеченского монастыря. Забеспокоился и поехал лично проведать сестрицу. На месте узнал, что горе приключилось большое в том монастыре: в 1795 году пожар полностью уничтожил здание, там-то и погибла Прасковьюшка. Погоревал я и поехал восвояси.
С 1800 года прекратилась еще одна переписка - с Василисой, причиной тому стала внешняя государственная политика Павла Первого, из-за которой испортились отношения с Англией.
1803 год
Что-то сызнова приключилось в нашей семье. Не ведаю, где сие происшествие берет свои истоки, токмо не быть мне уже никогда прежним. По ночам я становлюсь зверем, во мне просыпается не знамо откуда взятая волчья натура. Писать летопись стало тяжело – наполовину звериные лапы, наполовину человеческие руки едва справляются с сим назначением. Впервые почувствовав в своем теле изменения, я устрашился. Позже осознал, что и сила моя увеличилась, обострились все чувства. Из этого можно извлечь немалую пользу! Теперь я без труда смогу справиться с любым вурдалаком. Трепещите, кровососы!
Я прочно сел на хвост живым мертвецам, намереваясь узнать о каждом их шаге. С этой целью были заведены новые знакомства с учеными, один из которых подсобил смастерить мне устройство, позволяющее видеть далеко-далеко, преодолевая расстояния, не подвластные невооружённому глазу. К тому же ночью, превращаясь в волка, мой взор становится острее, чем у обычного человека.
В феврале великий князь Александр Павлович издал указ о вольных хлебопашцах, в котором сказано, что крепостной крестьянин может выкупиться на свободу, уплатив своему помещику огромного размера выкуп и отработав повинности. При этом крестьянина полагается наделить земельным участком. Но это всего лишь право помещика, а не обязанность! Не все помещики охотно спешили отпускать своих крепостных. К их числу принадлежит и наш барин, будь он неладен! Хотя всё равно нам не по силам несколько лет отдавать барину всё до последней крошки и даже более того, что имеем. Мне ведь ещё и детей кормить надобно.
А деток в этом году у нас прибавилось. Милая моя родила двойню: мальчик Радомир и девочка Евлампия.
Император всюду грамотность силиться повысить, университеты и школы открывает.
1806 год
Старшие детки подрастают не по дням, а по часам. Не успел выдать замуж Василису, как уже Анастасия и Мирослава – невесты на выданье!