Чиновники обсуждают возможность введения в РФ норм, которые обяжут руководителей при найме сотрудников на квалифицированную работу отдавать предпочтение россиянам, а не иностранцам. Об этом говорится в отчете Минтруда, который пытается определить потребность в иностранной рабочей силе.
Прежде чем допускать мигрантов до работы в такси, либо до работы, связанной с санитарными требованиями, например, к доставке еды, нужно трудоустроить и обеспечить достойным заработком россиян, убежден зампред координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист» и член общественного совета Минтранса Андрей Попков.
В комментарии «Политике сегодня» эксперт высказался за выработку профессиональных стандартов и подтверждение квалификации и не только в транспортной отрасли.
«Это нормальное явление, просто все расслабились. В бизнес пришли люди, которым это не нужно, барыги, так их назовем. Им интересно получать быструю прибыль. Если предприниматель заботится о работниках, старается участвовать в жизни сотрудников, выполнять трудовое законодательство, то барыгу интересует текучка кадров, чтобы постоянно менялись люди. Соответственно, нужно уходить от этого», — считает Попков.
Таксистов необходимо защитить, чтобы человек труда четко понимал, что ему есть куда пойти и пожаловаться. По мнению Попкова, в настоящий момент никто не контролирует компании, которые собирают заказы от клиентов и передают их водителям (агрегаторы). Рынок такси криминален более чем на 90 процентов, поскольку нет трудовых отношений и сотрудников, а трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми, оценил ситуацию представитель профсоюза.
Так как у организаторов перевозок развязны руки в правовом плане, то образуется «рассадник выходцев из других стран», потому что миграционные службы, трудовая инспекция и Минтруда, никак не контролируют такси.
«К сожалению, агрегаторы такси устроены так, чтобы все было обезличено. Задача — собрать деньги с водителей с помощью приложений, поэтому неважно, кто за рулем и соблюдается ли Трудовой кодекс. Проблема трудовых отношений в отрасли обсуждается, но коррумпированные агрегаторами чиновники и депутаты всячески сопротивляются. Лоббизм агрегаторов работает», — добавил Попков.
Новый закон о такси смог бы ограничить и количество иностранцев-водителей, и защитить работников от произвола нечистоплотных работодателей. У агрегаторов такси все признаки работодателя — они выдают заказы, назначают ценовую политику, могут отключить от сервиса, что равносильно увольнению, подчеркнул Попков.
«Цифровое рабство. Система законодательством не отрегулирована, поэтому получаются перекосы в социальном плане», — подчеркнул он.
Попков предложил определить статус работодателя, основываясь на решении суда или Роструда, и, отталкиваясь от вердикта, формировать штат профессиональных водителей, а также определять квоты для мигрантов.
«В такси квот нет. Есть определенные нормы, человек, который работает на автомобильном транспорте, должен выполнять приказы Минтранса — проходить ежедневные до и послерейсовые медосмотры, а также инструктажи по правилам дорожного движения. Но приказы Минтранса саботируются, поэтому прежде нужно определить, кто работодатель. Если его нет, то и спросить не с кого, а такая ситуация порождает беспредел», — подытожил Попков.