"А ты пребываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица". Из письма царя Ивана Васильевича английской королеве.
У России были три вековых врага: Турция, Польша и Швеция. Поэтому помощь других держав была необходима России в борьбе с этими врагами. Россия была соседкой Австрии и Пруссии, с ними можно было договариваться. Англию и Россию ничто не сближало: не было общих политических врагов. Англия наоборот сближалась с Польшей и Швецией, как естественными союзниками на севере Европы.
На Турцию, Англия смотрела чисто потребительски, поскольку это был богатейший рынок для английских товаров. Такое отношение к Турции возмущало уже царя Бориса Годунова, который упрекал английскую королеву за то, что она дружит с басурманами, вместо того, чтобы всем христианским государствам быть в любви и единении.
Московское государство не принимало тогда участия в политической жизни Европы. Это сподвигнуло Англию искать торговых связей с Московией, которыми она дорожила с середины 16 до начала 18 века.
Московия как новый рынок сбыта
Англия все это время удачно эксплуатировала неразвитую в экономическом отношении страну, делаю Россию предметом своего обогащения. Почин в международных отношениях с Россией принадлежал именно англичанам, которые неожиданно для себя открыли русские поселения на берегах Белого моря. Англии очень нужны были новые рынки сбыта. Поэтому английские купцы снарядили в 1553 году несколько кораблей к северным морям, одно из которых и достигло берегов Белого моря, в устье Северной Двины, близ монастыря св. Николая. Это судно пристало к берегу тогда случайно из-за сильной непогоды. Тогда-то, англичане и узнали, что они оказались во владениях московского царя.
Люди с английского корабля были доставлены в Москву. Царь переговорил с ними, очень обрадовался их предложениям начать торговлю между двумя странами. Именно тогда царь Иван Васильевич и дал добро на беспрепятственное прибытие английских кораблей для торговли с Россией. Так совершенно случайно завязались первые отношения между Англией и Россией. Иван Васильевич объявил английскому королю Эдуарду VI, что английские корабли могут приходить с товарами, когда пожелают и им никто не будет препятствовать.
В октябре 1555 года в Москву прибыло английское посольство уже с грамотой от английской королевы Марии и ее супруга Филиппа II, в которой, между прочим, Иван Васильевич величался как "Император всея Руси". Английское правительство просило царя создать для английских посланников и купцов особые благоприятные условия в Москве. Английскому обществу купцов царь пожаловал грамоту, утверждающую право на беспошлинную торговлю по всей России.
Не только торговать
Но царь не стремился к тому, чтобы только торговать с Англией: ему нужно было заключить политические отношения с этой страной. Поэтому в 1556 году в Лондон на английском корабле отправился царский посол Осип Григорьевич Непея. На этом корабле находился богатый груз из ценных русских товаров: воск, тюлений жир, сало, меха, войлок, канатная пряжа... общей стоимостью 20 тыс. фунтов стерлингов.
Но с плаванием первого русского посланника случилось несчастье: корабль потерпел крушение, большая часть экипажа погибла, весь груз утонул, а сам посол был выброшен на шотландский берег, но остался жив. Он с трудом добрался до английской границы и был встречен посланными из Лондона гонцами. В английской столице ему был оказан самый почетный прием: его принял лорд-мэр со всеми старшинами.
По прошествии нескольких дней ему была назначена аудиенция, на которой его принял король Филипп и королева Мария. В 1557 году после проведения всех переговоров, Непея был отпущен обратно в Москву на английском корабле. Вместе с ним в Московию отправился английский посланник Антон Дженкинсон.
Цели Англии в Москве
Английский посланник просил царя разрешить ему отправиться по Волге для открытия земель и новых торговых путей. Царь милостиво позволил и тот отправился в путешествие. Дженкинсон проник через Каспийское море в Среднюю Азию и за 9 месяцев побывал у Туркмен и доехал до Бухары. В сентябре 1559 года он вернулся в Москву с 25 русскими, освобожденными из туркменского плена. Из этого путешествия английское правительство поняло, что Россия имеет для Англии важное значение как естественный путь для торговых оборотов с Персией. Главной целью англичан стало получить свободный доступ к этому пути.
Поэтому в 1561 году Дженкинсон снова приезжает в Москву с грамотой от королевы Елизаветы от 24 апреля 1561 года, в которой королева просит царя разрешить ее посланнику свободно проследовать в Персию, к персидскому шаху. Дженкинсон получил от царя все, что ему было необходимо. Он отправился в путь через Астрахань, но завязать правильные торговые отношения с Персией ему не удалось, по пути в Азии его все время грабили. Поэтому английская торговля с Персией через Россию не задалась. Тогда лондонские купцы и правительство переключились на укрепление торговых связей с самой Россией. Иван Васильевич разрешил английским купцам свободно владеть своим купеческим двором в Москве на Варварке, а также учредить свои склады в разных городах царства и беспошлинно провозить свои товары в Шемаху, Бухару, Самарканд и даже в никому не известный тогда Китай.
Цели царя Ивана Васильевича
Таким образом, Англия имела исключительное положение в России, за которое царь пока ничего взамен не требовал; разве только, что русские купцы в Лондоне могли свободно продавать и покупать беспошлинно разные товары для царской казны. Своих кораблей у царя для торговли не было и поэтому использовались английские суда. Торговые обороты были не в пользу российского государства, да и в самой торговле английское правительство оставалось, как бы, в стороне, дескать торгуем не мы, а наши купцы, а мы ничего от этого не имеем.
Иван Васильевич, начиная активно торговать с Англией, намеревался получать какие-то преференции с их стороны, например, в приобретении специалистов: архитекторов для строительств крепостей и дворцов, лекарей, кораблестроителей, рудознатцев... Царь желал помимо это заключить политический союз с Англией.
Англия же абсолютно не хотела вступать ни в какие политические отношения с Россией и тем более давать обязательства государству, с которым она не имела ни общих врагов, ни общих друзей. Англия смотрела на Россию, как на рынок сбыта своих товаров и получения сырья, нужного для английской промышленности.
Иван Васильевич хотел заключить с Англией наступательный и оборонительный союз против Швеции и Польши, в то время, как Англия желала дружить с этими двумя странами, поскольку постоянно воевала с католическими державами Западной Европы.
Кроме того, союз, на котором настаивал Иван Васильевич, предполагал политическое убежище для каждого из монархов в случае неблагоприятного для него положения в его стране, но английская королева даже и не помышляла о возможности возникновения такого положения лично для нее. Письма, которые царь посылал, смущали английскую королеву своими требованиями. Политический союз с Россией был невыгоден Англии, поскольку она не хотела ссориться ни с Римской империей, ни с Польшей, ни с Швецией. Англия хотела от Московии только привилегий для своих купцов. Поэтому английская королева предпочла не отвечать на корреспонденцию Ивана IV.
Царь Иван Васильевич сердится
Царь Иван Васильевич, не получив никакого ответа о союзе, рассердился и принял меры против торговой эксплуатации англичанами своих подданных. Он закрыл иноземцам гавани в Белом море, открыл свободную торговлю иноземным купцам в Нарве.
Английские купцы, торговавшие через Белое море потребовали от своего правительства посылки в Москву нового посольства, которое и прибыло к царю в октябре 1568 года. Королева категорически запретила своему послу обсуждать с царем какие-либо вопросы о политическом союзе.
В Москве посол действительно убедился, что царь сильно сердится на англичан, поскольку Иван Васильевич около пяти месяцев не принимал его. При этом посланник претерпевал различные унижения и неприятности от русских. В феврале 1569 года английский посол был приглашен к царю. Аудиенция прошла без блеска и торжественности. После этого прошел второй прием у царя и начались переговоры с любимцем Ивана Васильевича, князем Вяземским.
Новые льготы для англичан
После переговоров с английским послом, царь утвердил новые торговые льготы для Англии, разрешал вести торговлю с Персией, искать железную руду в Вычегде и переплавлять монету в Москве, в Новгороде и Пскове, а также повелел прекратить торговлю англичан, не принадлежавших к Лондонскому обществу. Однако, царь не скрывал своего неудовольствия по поводу молчания королевы насчет союзного договора. Поэтому он посылает в Лондон своего посланника, который должен был окончательно решить вопрос о политическом союзе.
Поездка в Англию посланника Совина
Посланник Совин должен был требовать от Англии подписания формального союзного договора. До 1570 года английские министры морочили голову русскому послу, пока он не убедился, что все его старания напрасны, и весной 1570 года он вернулся в Москву. Перед отъездом ему вручили королевскую грамоту на имя русского царя, где в самых общих и расплывчатых фразах говорится о союзе между двумя государствами. Эта грамота не была политическим договором, в нем Иван Васильевич не видел союзной помощи английской королевы. К этой грамоте прилагался секретный меморандум, в котором написано, что Иван Васильевич может в случае надобности искать убежища в Англии.
Письмо царя английской королеве
В своем письме от 24 октября 1570 года царь Иван IV вылил на голову английской королевы всю желчь своего негодования: он припомнил ей, как милостиво принимал все ее посольства в Москве, все исключительные льготы для англичан со стороны царского правительства, как он охранял все торговые права английских купцов. Теперь же, его посланник возвращается из Лондона ни с чем, и мало того, королева не присылает с ним своего посла. Вместо своего посла она присылает какую-то ничтожную грамоту, которой и название можно дать, как проезжая. Царь обвинил королеву, что она не властна над своими подданными, что министры и мужики торговые вертят ею, как хотят. Царь заканчивает свое письмо к королеве: "А ты пребываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица".
Результатом гневного письма королеве стал полный погром английской торговли в русских пределах и прекращение всяких сношений с Англией; купцы лишились прежних привилегий, им запрещалось торговать с Персией, царь повелел отобрать у них товары и не возвращать долгов.
Паника английских купцов
Под давлением английских купцов королева была вынуждена в июне 1571 года послать своего посла Дженкинсона в Москву с поручением восстановить прежние торговые права англичан и добиться возвращения всего реквизированного у них имущества. Прибыв в июле 1572 года в Россию, посол Дженкинсон был принят царем только в марте 1573 года.
Иван Васильевич, продолжая надеяться на заключение межгосударственных политических отношений с Англией, сменил гнев на милость и постановил предать забвению свое неудовольствие и возвратить английским купцам их прежние привилегии.
Не эпилог
Торговая политика Англии, основанная на обмане и грабеже русских купцов, еще не раз вызывала гнев и санкции Ивана Васильевича против английских торговых людей, и всякий раз Англия лестью и дипломатическими посулами сменяла гнев на милость Ивана IV и последующих государей. Полтора столетия Англия находила выгодным "дружить" с безмолвной Московией, эксплуатируя ее экономическое и политическое бессилие, пока Россия уверенно и громко не заставила другие государства считаться с собой.
Фото взяты из доступных источников Яндекс.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, поделитесь в соцсетях, подпишитесь на канал и оставьте свои комментарии.