Найти тему

Мат – норма в современной российской прозе

Сразу два произведения, вышедших в этом году в финал премии «Большая книга», щедро приправлены обсценной лексикой.
Победитель прошлого года – книга-исследование, посвященное Венедикту Ерофееву и его поэме «Москва – Петушки».
Если пристально рассмотреть короткие листы и лауреатов других национальных премий, ситуация будет схожей. Мат (он же обсценная лексика) совершенно легитимен не только в бульварном чтиве, но и в серьезной российской прозе и публицистике.

Тут принято вспоминать как матерились Пушкин, Лермонтов, Есенин и прочие классики. Как любили вставить крепкое словцо Бунин и Куприн… Но это все в частных разговорах, в переписке. В книгах прошлого времени найти табуированную лексику, было можно, но только если очень постараться (полное-преполное собрание сочинений, часть букв заменена звездочками). В конце концов, одно из объяснений терминов «мат» и «обсценная лексика» – непечатная брань. В книгах же как-то обходились. Теперь иначе.

В недавнем интервью «Российской газете» очень популярный и востребованный сейчас драматург Ярослава Пулинович на вопрос относительно ее отношения к мату ответила так:

…Это неотъемлемая часть языка, но очень энергетически сильная. Не стоит использовать ее где попало. У меня правило такое: если обсценная лексика, мат, – это особая речевая характеристика героя, если по-другому он сказать не может, на этом выстраивается особый юмор или трагизм, – тогда он необходим. Из песни слов не выкинешь…

Пролистала «На дне», «Яму» – чисто. То есть о ночлежке и дешевом публичном доме Горький и Куприн смогли когда-то рассказать без мата.
А наши нынешние про жизнь в современном мире уже не могут. То ли мир изменился, то ли писатели.

И, кстати, никакого запрета на употребление обсценной лексики в книгах нет. Просто должна быть маркировка «+18» и указание «содержит нецензурную брань». Кроме того, такие книги должны продавать запечатанными, так, чтобы их нельзя было полистать в магазине.

P.S. Оценки явлению не даю, просто констатирую произошедшее.
Шорт-лист премии "Большая книга-2020"
О финалисте прошлого года
ЗДЕСЬ