В 2019 году только по официальным данным рынок IT-услуг в России превысил 300 млрд. руб. По оценкам аналитиков, объемы предоставляемых фриланс-услуг в сфере информационных технологий сопоставимы с официальными.
Доказывая правду в сфере цифровых технологий
По данным компании QIWI, последние четыре года рынок фриланса в среднем рос на 10‒15% в год, а в прошлом году средний чек за IT-услуги составил 8050 руб.
Фактически каждая компания малого и среднего бизнеса тратит в среднем около 400 т. р. в год на IT-услуги, такие как:
- - цифровая связь и виртуальные АТС;
- - создание, обслуживание и хостинг сайтов компании;
- - дизайн и разработка рекламных и имиджевых материалов;
- - настройка и ведение рекламных компании в сети Интернет;
- - настройка, консалтинг и оплата лицензий в сфере CRM-систем (Битрикс24, АМО и пр.) и программ учета (1С и аналоги).
Несмотря на условную цивилизованность рынка IT-услуг (договорная работа, ТЗ и приложения к договорам, поэтапное финансирование проектов и пр.), в итоге компании-заказчики часто получают сомнительный результат или не получают его вовсе.
Часто мы как эксперты сталкиваемся как минимум с недопониманием между заказчиком и исполнителем в процессе работы, а как максимум – с открытым конфликтом. Но, по факту, большинство управленцев отпускают ситуацию, списывая всё на реальные убытки и нанимая всё новых и новых подрядчиков.
В чем же причина нежелания отстаивать свою точку зрения по поводу качества оказанных IT-услуг? Ответ достаточно прост: заказчик не всегда понимает, какие именно работы должны были быть выполнены исполнителем для получения ожидаемого результата и в каком объеме.
Чтобы вы как клиент сформировали для себя четкую картину того, как будут проходить работы по вашему заказу и какие итоги вы должны получить, наш экспертный центр приготовил для вас комплекс рекомендаций, на которые стоит обратить внимание еще на этапе первичных договоренностей:
- Обязательно закрепляйте в тексте договора количественные показатели ожидаемых результатов работ, понятные прежде всего вам. Если это раскрутка сайта, то укажите конкретные позиции по конкретным запросам, которых необходимо достичь в строго обозначенные сроки. Если это наполнение сайта, то пропишите определенные адреса страниц, уникальность текстов и их объём. Если это рекламная компания, то укажите необходимое количество звонков и реальных клиентов и т.д.
- Не вносите 100% предоплату. В идеале стремитесь договориться об оплате услуг уже по факту получения результата.
- Договоритесь о строгой форме отчётности, которая будет понятна и удобна прежде всего вам, а не исполнителю.
- Не подписывайте акты выполненных работ, если сомневаетесь в качестве предоставленных услуг. И обещание результатов в скором времени не должно менять вашу позицию.
- Если есть понимание, что результат работ неудовлетворительный, но вы не можете сформулировать свои претензии – обращайтесь к экспертам в сфере IT.
Выполнение данных рекомендаций значительно повысит вероятность успеха в процедуре возврата средств, если IT-услуги будут оказаны неудовлетворительно и ожидаемый результат не будет получен.
Особенно много проблем наблюдается в сегменте создания сайтов. Очень часто результат работ не соответствует ожиданиям, и в итоге под давлением подрядчика заказчик оплачивает услуги по договору частично, поверив обещаниям исполнителя, что работы будут доделаны позже. Это ключевая ошибка. Вы должны понимать, что сайт – это законченный проект. Он не может быть реализован частично, всё должно работать корректно и полностью вас устраивать. Исправлять чужой код – это долгая и неблагодарная работа, за которую в дальнейшем мало кто возьмется.
Если все же вы попали в ситуацию, когда конфликт с исполнителем дошел до стадии досудебного разбирательства, то вы можете заказать компьютерно-техническую экспертизу и получить полный отчет о проделанных работах и их соответствии техническому заданию по объему, качеству и срокам. Этот документ впоследствии станет обоснованием ваших исковых требований.