Здравствуйте, мои уважаемые читатели! На днях, листая ленту, мне попался один очень интересный пост. Написал его молодой человек, конник, с очень тонким восприятием всего живого и с прекрасной душой. Я почувствовала в его словах боль, переживание за лошадей, которых используют бездушные и алчные люди. И меня очень радует, что такие чувства переполняют молодого человека, радует, что нам на смену приходят всадники с «чувством лошади», радует, что работу с лошадью проводят на доверии. Ниже привожу пост полностью, который, как мне кажется, никого не оставит равнодушным.
Андрей Вебер (автор поста)
«Больше всего я ненавижу людей, которые не испытывают никаких чувств к животным, но при этом работают с ними. Люди, которым безразличны эмоции, желания, характер животного. Зачем такие личности приходят в места, где нужно уметь найти общий язык с ним? Выстроить тонкую нить доверия. Зачем? Есть много других занятий и видов спорта, в которых не нужно быть каким-то особенным, не нужно понимать, чувствовать, а самое главное - любить. На этой фразе, оправдывающие себя конники, скажут: "Да я люблю! Люблю!". А вот теперь, задайте себе вопрос: "Кого вы любите?". Спорт? Или лошадь? Готовы ли вы пожертвовать своими спортивными интересами во благо лошади? И вот тут люди делятся на тех, кому интересен лишь спорт, и на тех, кто по-настоящему живёт лошадьми. Естественно люди первой категории, ни о каком доверии даже не задумываются. Им нужно только подчинение, и чаще всего, путем силы. Лошадь боится, от страха и выполняет все команды своего любителя "бездумно поскакать" и "повыше попрыгать" (можно попрыгать" (можно и без подготовки, и вообще все равно как). Таким людям плевать на то, что это живое существо, для подобных индивидуумов, лошадь - не больше чем робот, который обязан выполнять все прихоти своего хозяина. "Минимум дать, максимум взять" - вот ,например, фраза одного такого человека про прокатных лошадей. Как вам? Нравится? Мне безудержно больно это осознавать, но таких людей, в конном спорте, очень много, я бы даже сказал - большая часть. Сложно принять, что большинство людей, работающих с лошадьми, абсолютно не подходят для этого. Ну нет у него внутри чувств к животным, нет и всё, и ничего ты не сделаешь. Участников конного мира, которые по-настоящему умеют чувствовать, найти общий язык и выстроить то самое доверие, на котором и должен быть основан весь конный спорт, очень мало. Но они есть. И, наверно, благодаря таким людям, не утратилась ещё связь между лошадью и человеком.» (Орфография и пунктуация автора сохранены без изменений).
Прекрасно, что в конный спорт приходят думающие люди, всадники, которым небезразлична судьба животных вообще. Даже взять такой простой пример, но в то же время очень важный, положение затылка выездковой лошади. На всех фотографиях советского времени затылок лошади является наивысшей точкой, а на современных фото многие лошади идут лбом вперед. Так что могло изменить положение затылка за короткое время в выездке?! Как-то улучшились движения в связи с изменением? Появилась, доселе неизвестная, сногсшибательная проводимость? Эластичнее стала спина? Активнее заработали суставы? Так нет же! Мы получили лошадей лежащих на руке всадника и потерявшие равновесие под всадником, лошадей, которые не понимают работу повода, которые изо дня в день получают только негатив от не умелого всадника. И сколько загубленных прекрасных животных приходится браковать, вместо того, чтобы они радовали зрителей и красовались на мировых аренах.
Вот вам еще пример, нет, не жестокости, даже равнодушием-то не назвать, скорее, человеческой алчности. Со слов знакомой пришла она в конный клуб и в манеже видит такую картину: сидит на стуле пышная дама с сигаретой в зубах, в стиле Фаины Раневской, тренирует всадника. Периодически перекидывая сигарету с одной стороны рта на другую, дамочка, чуть картавя, часто хвалит всадника: «Прелестно!». Понаблюдав за сим происходящим действом, знакомая обратила внимание, что изменений в работе всадника или в движениях лошади не произошло абсолютно никаких. Она подошла к тренеру и, мягко улыбаясь, поинтересовалась: «Простите ради Бога, не мое дело, конечно. Но могли бы вы пояснить мне что и как меняется у тренируемого вами всадника когда вы так славно его нахваливаете?» Ответ был получен на пять с плюсом: «Деточка, за те деньги, что мне платит этот всадник за час, у него всегда будет всё «Прелестно!». Думаю, что дальше не стоит ничего объяснять…
Не могу сказать, что в советское время отношение к лошади было просто чудесным. Конечно, нет, и в те времена были всадники, для которых лошадь являлась лишь инструментом для достижения цели. Но сегодня расскажу историю достойную настоящего конника и Мастера с большой буквы. А рассказал мне ее мой друг, Главный критик моих публикаций Сергей Третьяк, которому очень признательна за такие факты из спортивной жизни выдающегося всадника и тренера Юрия Сергеевича Смыслова.
Произошел этот случай на Олимпийских Играх в Риме в 1960 году. Юрий Сергеевич Смыслов участвовал в соревнованиях по троеборью. День второй - полевые испытания. +37 в тени! Дыхание у кобылы открыто. Преодоление барьеров давалось нелегко. В середине кросса Смыслов почувствовал, что ещё один прыжок, и всё: лошадь просто падёт - почти мгновенная смерть от одновременного перегруженного дыхания и плюсом тепловой удар. Юрий Сергеевич принял единственно правильное решение - снялся. Снялся, сохранив жизнь уникальной лошади, на счёту которой было потом ещё немало славных побед, в том числе и в призах на Спартакиаде Народов СССР. Но в тот олимпийский год советская пресса, включая "Советский спорт", обвиняли в малодушии и трусости Смыслова фразами, напоминающими произнесённую пару десятилетий спустя Н.Н. Озеровым "такой хоккей нам не нужен". Отношение - выжми из себя и лошади всё, но дай стране рекорд! Цель оправдывает средства…
Ю.С. Смыслов опытный кавалерист, прошел всю Великую Отечественную войну, награжден орденами Отечественной войны 1 степени, Славы 3 степени, медалью «За отвагу». Несмотря на тяжелые ранения, вернулся в конный спорт, специализировался в троеборье. Работал Старшим тренером в ШВСМ (Ленинград). Многократный Призер Чемпионатов СССР в троеборье. Бережное отношение к лошади Ю.С. Смыслов сохранил на всю жизнь и передавал следующему поколению любовь и уважение к четвероногому партнеру.