танислав Зась: «США могут пересмотреть своё решение по «Открытому небу»…
04.06.2020
Вчера на информационной ленте «РИА-Новости» был опубликован комментарий Генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася по поводу возможного предстоящего выхода США из Договора по «Открытому небу». Если конкретно, то читателям ленты было представлено следующее: «В Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) рассчитывают, что США в течение шести месяцев пересмотрят свое решение о выходе из Договора по открытому небу, этот шаг со стороны Вашингтона вызывает сожаление и нанесёт серьезный ущерб системе контроля над военной деятельностью, заявил РИА Новости генеральный секретарь военно-политического блока Станислав Зась».
- Решение США выйти из Договора по открытому небу вызывает глубокое сожаление и, безусловно, нанесёт серьезный ущерб не только системе контроля над военной деятельностью, но и всей системе международной безопасности в целом. По нашей оценке, этот шаг подрывает доверие между государствами и существенно снижает уровень транспарентности на европейском континенте, - цитирует агентство Генсека ОДКБ.
И ещё один фрагмент.
- Мы выражаем надежду, что в течение оставшихся шести месяцев руководство Соединенных Штатов сможет пересмотреть свое решение, и тем самым, внесёт весомый вклад в укрепление европейской и глобальной безопасности и стабильности…
Напомним, что президент США Дональд Трамп ранее объявил о выходе своей страны из Договора, обвинив Россию в каких-то, якобы, его нарушениях. Россия, разумеется, опровергала необоснованные и ничем не подкреплённые обвинения США. Что касается самого Договора, то он был подписан аж в 1992 году и действительно стал одной из мер по укреплению доверия в Европе после холодной войны. Договор, в который входят 34 государства - действует с 2002 года и позволяет странам-участницам открыто собирать информацию о Вооруженных силах и мероприятиях друг друга. И вдруг – вот тебе бабушка и Юрьев день…
Вообще, это заявление Трампа о выходе из Договора выглядит достаточно сумбурным (как, впрочем, и вся американская политика). Вот смотрите: в конце нынешнего апреля, видимо, уловив какие-то волны, исходящие со стороны Капитолийского холма на этот счёт, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что «в Москве сложилось мнение, что США уже приняли решение о выходе из Договора».
- Мы такие выводы делаем, исходя из наших контактов с американцами, с другими членами НАТО и участниками Договора по открытому небу, - сказал глава российского МИДа.
Но тогда же, 22 апреля посол США в России Джон Салливан в ходе брифинга заверил журналистов: «США не вышли из Договора по открытому небу, мы продолжаем исполнять Договор, выполнять все обязательства».
Правда, при этом он пропел затёртую мантру о том, что «США считают, что Россия продолжает нарушать условия Договора. В свете нарушений..., на которые мы публично указали, мы сейчас рассматриваем выгоды и издержки нашего в нём участия». Но ведь прежде было слово! «США продолжают исполнять Договор»… Однако не прошло и месяца, как слова посла оказались ничтожны - 21 мая 2020 года Трамп объявил о том, что якобы из-за каких-то мифических нарушений Россией положений этого документа - США из него выходят.
Признаемся честно: этот американский финт вызвал некоторое беспокойство. Заокеанским мастерам игры в политический напёрсток надо отдать справедливость – ловкость рук и изворотливость ума у них явно превосходят рамки элементарной порядочности. Но с другой стороны тактики, стратегии и модели американской политики давно известны. Они даже стали шаблонны. Суть их проста – брать на испуг и внимательно смотреть за реакцией. Противник растерялся, что-то мямлит, пытается оправдаться, хоть и не виноват – тогда дожимай, быстро придумывай и обозначай новую свою угрозу, предупреждение, и снова смотри… И ведь работает!
Такой разбойничий подход даёт сбой только в том случае, если противная сторона не мямлит, не оправдывается, а сама вдруг предпринимает неожиданный для наглецов оригинальный ход, или, будучи припёртой к стенке выдаёт на-гора действительно жёсткое предупреждение.
Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась опытный политик, к тому же он получил в своё время серьезное военное образование. И многие вещи, происходящие как явно, так и за кулисой мировой политики он видит лучше многих из нас. Значит, нетрудно предположить, что отвечая на вопросы спецкора «РИА-Новости», и высказывая предположение, согласно которому «в течение оставшихся шести месяцев руководство Соединенных Штатов сможет пересмотреть свое решение» - он более широко, более ёмко видел ситуацию в целом, а не фрагментарно, как это зачастую происходит на обывательском уровне? Что же по мнению руководителя ведущей на Евразийском пространстве военно-политической Организации может повлиять на, казалось бы, окончательное решение американского лидера?
Конечно, смешно говорить, что в вашингтонской политике вдруг возобладает здравый смысл. Но рассматривать в качестве причины предполагаемой переоценки ситуации какое-либо событие, какой-либо неожиданный ход в ответ на недружественный шаг - можно. И здесь на ум приходит известный, в общем-то, факт. Дело в том, что 2 июня, то есть, когда «цивилизованный Запад» вовсю наслаждался мощью и красотой американского соло относительно отказа от «Открытого неба», Президент России Владимир Путин подписал указ «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». В нём утверждается, что «Москва может применить ядерное оружие (или иное вооружение массового поражения) при нападении на нее или союзников». (А союзники, напомним, это страны, входящие в Организацию Договора о коллективной безопасности).
Вполне чётко и достаточно полно названы в президентском Указе и «основные опасности для России». Среди них – наличие у стран ядерного и других видов оружия массового поражения, неконтролируемое распространение ядерного оружия, размещение ядерного оружия на территории неядерных государств, развертывание в других странах наступательных вооружений, размещение средств ПРО и ударных систем в космосе, и, наконец, наращивание сил общего назначения у границ России. Согласитесь, здесь всё до последней буквы можно смело относить к действиям США в отношении России. «Сдерживание направлено на то, чтобы потенциальный противник знал о неотвратимости возмездия за агрессию», - говорится в Указе.
Так же документ недвусмысленно даёт понять: «Москва по-прежнему оставляет за собой право на ядерный удар либо в ответ на аналогичную атаку, либо в случае угрозы существованию государства, а также намерена осуществлять ядерное сдерживание в отношении стран и коалиций, которые считают её потенциальным противником и обладают ядерным потенциалом». Право на ядерный удар в случае угрозы… Надо полагать, в Вашингтоне хорошо умеют читать не только по-русски, но и между строк. И суть, доминанту весьма своевременно принятых «Основ государственной политики в области ядерного сдерживания» там поняли быстро и оценили правильно.
Возможно, я преувеличиваю значение этого документа, допускаю также, что кто-то не увидит связи между заявлением Трампа о выходе из Договора по «Открытому небу», публикацией нашего «Ядерного указа» и уже упомянутом предположении Генсека ОДКБ… Возможно… Но вот, что интересно – если совсем недавно американский лидер был твёрд, как скала в своей убеждённости, что «во всём виновата Россия», что «России нельзя ни в чём давать спуску», то буквально на следующий день после подписания Президентом Владимиром Путиным Указа о ядерном сдерживании, хозяин Овального кабинета публично заявил, что «хочет заключить с Россией ядерный пакт».
- Я хочу ядерного пакта, потому что это самая большая проблема, которая есть в мире, - сказал он.
Более того, Трамп отметил при этом, что «здравый смысл требует присутствия Москвы в составе G7». Нет, серьёзно – когда один из журналистов по ходу «ядерного диалога» задал Трампу вопрос: мол, «что именно сделал президент России Владимир Путин, чтобы можно было вернуть Москву в состав «Большой семерки», Трамп ответил следующее: «Он помог нам с нефтяной индустрией, что хорошо и для него тоже, и мы её подняли и теперь можем спасти миллионы рабочих мест в Техасе, Северной Дакоте и других местах, в Оклахоме. Теперь производство там стабильно. Цены на нефть опускались до нуля, это стоило бы около пяти миллионов рабочих мест».
И ещё одна цитата из Трампова ответа…
- Но вообще это не вопрос того, что Путин сделал. Это вопрос здравого смысла. У нас есть G7, его там нет, а половина встреч посвящена России. Если бы он был там, их было бы намного легче решить, - сказал американский президент.
Конечно, такого рода эскапады ни в коем случае нельзя представлять, как разворот американской политики в отношении России – как видели Соединённые Штаты в нас врага, так и продолжают видеть. Но ведь совершенно очевидно, что встречный ход Владимира Путина в этой конкретной ситуации заставил их маневрировать, а не идти напролом. Следовательно, с Америкой нельзя вести дела в рамках каких-то представлений о порядочности, чести, честности. Огорчаться по этому поводу тоже, конечно, не стоит. Это надо принимать, как условия задачи, не более того. Других-то американцев у нас нет. Следует также понимать, что политическая работа с Америкой – это большие шахматы. И здесь выстоять может только тот, кто не просто принимает правильные решения в ответ на какую-нибудь очередную американскую пакость, а навязывает ей свою игру, заставляет её маневрировать, а, значит, суетиться.
Так что, вполне уместно допустить, что неожиданное обнародование «ядерного» указа Путина, возможно, утяжелённое каким-либо непубличным мессиджем и сбило с толку самоуверенных янки. И именно это позволило Генеральному секретарю ОДКБ Станиславу Засю высказать предположение, что Штаты одумаются и в конце концов останутся в рамках Договора по «Открытому небу». Главное, нам не останавливаться в своих контр-ходах и работе на опережение.
Владимир Попов
https://odkb-info.org/news/prostranstvo-odkb/1000/