С первой дочкой мне пришлось немного понервничать на тему речи. Нет, речь то была и простые предложения в 2 года строила. Но на фоне многих сверстников было явное отставание. Я смотрела как другие дети к трём годам уже во всю болтают, а моя будто зависла на одном уровне, и начинала сильно нервничать. В принципе, как я сейчас понимаю, ничего страшного не было. Мы были где-то на нижней границе «нормы» наверно. Хотя и норма эта конечно тоже условно.
Но я сама одно время работала с детьми, моя подруга была логопедом и я видела как много детей «неговорящих». В наше время это прям бич какой-то! Логопеды за голову хватаются, никогда такого не было. Чуть ли не у каждого третьего какие-то проблемы с речью. Многим приходится буквально запускать речь разными методиками. Хотя видимых причин для проблемы нет, со здоровьем порядок -откуда это взялось непонятно. Так как я вращалась в этой сфере, то меня не успокаивали примеры из серии «мой до 3-4 не говорил, а потом сразу стихи стал читать, самый умный в классе». Я понимала конечно что все разные, но из-за многочисленных примеров когда «сам так и не заговорил после 3-4, а драгоценное время упущено», переживала. Успокаивало одно - что речь все же какая никакая была! Невролог не видел проблемы. Да и прогресс все же был, хоть и очень медленный.
Моя подруга логопед тоже сказала что пока ничего страшного, но все же мы «на грани». Небольшая темповая задержка речи есть. Я стала водить ребёнка на групповые занятия по логоритмике с упором на речь. Или время так подошло, или занятия помогли, или все в комплексе, но тогда произошёл резкий скачок в речи. Моя дочь наконец нормально разговорилась. Результаты пошли сразу и быстро. Причём я постоянно занималась с ребёнком, много читала, пели с ней песенки, учили стишки. Но именно такие занятия в группах дали мощный толчок. Наверно все дело в системности и регулярности. Дома сложнее организовать такие условия, как-то размаривает, ребёнок может капризничать. А тут все, пришли - занимаемся. Да и в небольшой группе детям веселей.
Болтать дочь стала много, даже слишком) Но вот чистота речи страдала. На диагностике выяснилось что у ребёнка нет твёрдого «С», свистящие все идут со смягчением. Хотя по возрасту уже было пора. Моя подруга показала как ставится твёрдый звук С, какие упражнения выполнять. На удивление у меня все получилось поставить самой и довольно быстро. Вникнув в эту тему я отрабатывала с дочкой упражнения. Ставила язычок за нижние зубки спичкой и просила «покачать насос». И все в таком духе, благо сейчас много информации, изобилие техник, методик. Потом прикладывая ручку к горлу мы «включали горлышко» и получали звук «З». Звуки мы сначала отрабатывали отдельно, потом в слогах, потом в словах и предложениях, все как полагается. Логопед потом подтвердил что все свистящие у нас чистые, на месте.
Таким же образом я потом поставила дочке шипящие благодаря ютубу) Мы делали «чашечку» из язычка- типа там молочко для котёнка. Затем «чашечку» заносим в ротик и дуем на неё чтоб было не горячо. Поставить звук получилось быстро. С автоматизацией пришлось посложнее. Наш логопед подтвердила что все шипящие чистые, осталось доработать в предложениях. Иногда забудется и скажет по привычке неправильно.
Конечно это все не отменяет специалиста. Если есть какие-то сомнения по поводу развития речи ребёнка обязательно надо посетить логопеда. Хотя бы просто для консультации. Ведь именно в раннем возрасте, особенно до 3 лет, организм малыша максимально «пластичен» и можно многое компенсировать в случае чего. Но если родитель будет сам максимально вовлечён, погружаться в эту тему, то прогресс будет куда быстрее. Можно не плохо сэкономит время и финансы)
Со второй дочкой подобной проблемы и близко не было. Сразу после двух лет она спокойно разговарилась. Сейчас в свои 2.8 у неё довольно чистая развёрнутая речь, она быстро запоминает стишки, песенки я даже ничего не делаю для этого. И я просто наслаждаюсь - как это классно когда не надо специально напрягаться, заниматься с ребёнком, вызывая речь.
Во сколько заговорили ваши детки? Приходилось посещать логопеда?