Найти тему

Злой рок Черноморского флота. За два века флот три раза подвергался самоуничтожению.

Во всем мире не найдется такого флота, который за свою историю, отсчет которой принято вести 13 мая 1783 года, три раза подвергался процессу самоуничтожения. Во время Крымской войны 1854-1855 годов корабли Черноморского флота Российской империи (всего 91 корабль) были затоплены у входа в Севастопольскую бухту. К началу осени 1854 года ход войны, которую  развязали Англия, Франция и Османская империя развивался не в пользу России. 1 сентября союзнические войска высадили десант в районе Евпатории, главной целью которого был Севастополь. Русские войска пытались преградить путь десанту, но проиграли сражение на Альме. В то же время у берегов Севастополя противник сконцентрировал мощнейший флот, по своей силе во много превосходящий российский. В этот критический для России момент российское командование приказало затопить корабли у входа в бухту. Это было единственное правильное решение, затопленные русские корабли закрыли вход для кораблей неприятеля во внутреннюю гавань. В память об этих событиях в 1905 году в Севастопольской бухте был открыт памятник затопленным кораблям, который стал главной визитной карточкой и символом города.

                                             Затопление Черноморской эскадры в 1854 году
Затопление Черноморской эскадры в 1854 году

 После октябрьского переворота 1917 года произошел раздел Черноморского флота на красных и белых. В 1918 году в Новороссийске по приказу большевистского правительства были затоплены 14 боевых кораблей красного Черноморского флота и 25 коммерческих пароходов . Прологом к данному акту самоуничтожения флота послужил позорный Брестский мирный договор. Около 22 часов 18 июня 1918 года с эскадренного миноносца "Керчь" была отправлена последняя радиограмма. "Всем. Погиб, уничтожив часть кораблей Черноморского флота, которые предпочли гибель - позорной сдаче Германии".

В ноябре 1920 года второй раз за свою историю Севастополь остался без кораблей, как говорили Севастопольцы, "душа покинула тело". В процессе Белой эмиграции первой волны на 120 судах Черноморского флота было вывезено из России около 150 тысяч человек. Это были те, "кто разделял с армией ее крестный путь," а также семьи военнослужащих, чины гражданского ведомства, с их семьями, и отдельные лица, которым могла бы грозить опасность в случае прихода Красной армии.

Первое свое пристанище черноморцы со своими семьями нашли в Константинополе. Вскоре из состава черноморских кораблей была сформирована эскадра, в составе 70 вымпелов, покровительство над которой великодушно взяла на себя Франция. Великодушие богатой европейской державы не было лишено откровенного оттенка материальной выгоды, взамен заботы о беженцах из Крыма французы взяли в залог все военные и торговые русские корабли. Как и следовало ожидать, итог такой заботы западных партнеров никак не пошел на пользу спасенной русской эскадры. Корабли уходили из ее состава за долги. Иногда их можно было встретить в составе ВМС Франции с новыми названиями и французскими экипажами. К середине февраля 1921 года в североафриканский порт Бизерту (Тунис) прибыло 33 русских корабля, где эскадра еще просуществовала 14 лет.

Прологом к очередному и, хотелось бы верить, последнему самоуничтожению Черноморского флота послужил факт подписания Беловежских соглашений в декабре 1991 года, когда высшие руководители Белоруссии, России и Украины констатировали прекращение существования СССР. Украина в соответствии с Актом о провозглашении независимости от 24 августа 1991 года начало строительство суверенного независимого государства, гарантом безопасности которого должны были стать ее собственные вооруженные силы. Подписанные соглашения ускорили данный процесс, 5 апреля 1992 года, президент  вновь образованного государства Леонид Кравчук подписывает Указ "О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины." Буквально через два дня, 7 апреля в свет выходит Указ, подписанный президентом Борисом Ельциным "О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота."

   Вслед за войной указов последовал ряд межгосударственных встреч на высшем уровне по вопросам раздела флота, и только 9 июня 1995 года в результате встречи в Сочи между Борисом Ельциным и новым президентом Украины Леонидом Кучмой было подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине — 18,3% судов. Только 28 мая 1997 году были подписаны окончательные межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота в Украине, о параметрах деления флота и о взаиморасчетах. 

 Грустно, больно и в тоже время  смешно вспоминать о службе на Краснознаменном Черноморском в период то самой войны указов. Без улыбки не вспомнишь мероприятия, на которых эмиссары незалежной, одержимые амбициями и претензиями Украины на статус великой морской державы, вели борьбу за души черноморцев. В ход шли и радужные перспективы  и уверения о том, что служба в ВМС Украины будет цивилизованной, радостной, красивой и приятной, как и положено в государстве европейского типа.

Эпизод из любимого фильма "72 метра" о том, говорит о том, что авторы фильма хорошо знали и прочувствовали тему событий в Крыму смутного периода девяностых годов. Как ветеран Черноморского флота смею заверить, что по теме борьбы за души моряков-черноморцев были случаи гораздо веселее и забавнее того, что показан в фильме.

Вспоминаю, как весной 1991 года на Черноморский флот прибыл Главнокомандующий ВМФ РФ Адмирал флота Чернавин В.Н. Посетил он и Крымскую военно-морскую базу (КВМБ), на территории которой в данный момент я служил в одном из соединений надводных кораблей флота. Главком выступил с речью о недопущении случаев несанкционированного перехода черноморцев в ВМС Украины. Ели откровенно, особо не запомнилось то, о чем рассказывал высокий гость из Москвы на встрече с офицерами в гарнизонном Доме офицеров, а вот поведение хозяина мероприятия, командира Крымской военно-морской базы контр-адмирала Кожина Б.Б. отложилось в памяти четко, на всю жизнь. Красиво подтянутый и энергичный командир КВМБ с подобающим подобострастием и юношеским оптимизмом, эффектно щелкая каблуками, докладывал Главкому о состоянии дел в базе на предмет преданности личного состава флоту РФ. Пройдет совсем немного времени, и этот красиво подтянутый и энергичный контр-адмирал без объяснений и каких-либо заявлений, словно школьник, по-тихому сбегающий с уроков, покинет свой пост и займет предложенное ему кресло командующего ВМС Украины. 8 апреля 1992 года Кожин станет флотоводцем без флота. На первой своей пресс-конференции он сделает заявление о том, что он является кулаком президента Кравчука на море. Кстати, карьера первого командующего ВМСУ продолжалась не долго. В октябре 1993 года Кожин был уволен с занимаемой должности. Отлично помню, что на следующее утро после позорных событий всколыхнувших Крымскую базу на многих кораблях самостоятельно было принято решение о поднятии Андреевских флагов вместо флагов ВМФ СССР.

Теперь о том, как события новейшей истории, начиная с начала 90-х прошлого столетия, сказались на боеспособности славного Краснознаменного Черноморского. Все процессы, происходившие с 1991 по 1997 год на Черноморском флоте можно с полной уверенностью отождествлять с третьей гибелью за историю его существования.

 К 1991 году  состав Черноморского флота насчитывал 835 кораблей и судов. В состав флота входили 2 противолодочных крейсера (ПКР) "Москва" и "Ленинград".  Ракетный крейсер проекта 58 "Адмирал Головко".  Ракетный крейсер проекта 1164 "Слава". Введен в строй в 1983 году, в 1996 году крейсеру присвоено имя "Москва", ныне является флагманом Черноморского флота. Боевое ядро флота составляли 20 боевых кораблей II ранга, 28 подводных дизель электрических подводных лодок, 50 десантных кораблей и катеров, 30 малых ракетных кораблей (МРК) и катеров, порядка 70 тральщиков, около 40 СКР III ранга. Численность личного состава составляла около 100 тыс человек.

Предлагаю обратиться обратиться к сухим цифрам статистики и проанализировать качественный боевой корабельный состав Черноморского флота на 21 марта 2014 года (исторический день, когда Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым). К этому времени численность личного состава флота составляла 25 тыс. человек. Боевое ядро флота составляют: флагман флота - гвардейский ракетный крейсер "Москва" ( введен в строй в 1983 году), БПК "Керчь"(в строю 40 лет), сторожевые корабли ("Пытливый", "Ладный " и "Сметливый", который прослужил в составе флота к этому времени 45 лет), 7 больших десантных кораблей ("Николай Фильченков", "Саратов", "Орск", "Новочеркасск", "Азов", Цезарь Куников", "Ямал"), одна дизель электрическая подводная лодка "Алроса", 2 ракетных корабля на воздушной подушке ("Бора" и "Самум"), малый ракетный корабль "Мираж", 7 малых противолодочных кораблей (МПК), 12 тральщиков, 5 ракетных катеров. Трудно не согласиться с мнением, что прошедший 23-летний период его истории олицетворяет, как это не печально и горько, факт самоуничтожения и гибели Краснознаменного Черноморского.

                                            Былая мощь и гордость Черноморского флота
Былая мощь и гордость Черноморского флота

Одним из первых кораблей КЧФ, которого постигла трагическая участь необоснованного вывода из боевого состава флота, стал ПКР "Ленинград,"  один из первенцев авианесущего флота СССР. В связи с резким сокращением финансирования флота, 5 декабря 1992 года на корабле был спущен военно-морской флаг, крейсер был разукомплектован. Через два с года ночью 24 августа 1995 года гордость флота Советского Союза противолодочный крейсер "Ленинград" навсегда покидал родную Севастопольскую бухту, на сей раз гребные винты не поднимали за его кормой мощный бурун, форштевень не рассекал красиво и эффектно черноморскую волну. Буксируемый, без флага и должного оживления на верхней палубе, корабль скорее напоминал обреченное животное, которое ведут на бойню. В конечном итоге "Ленинград" был доставлен в городок Аланг в Индии, ставший крупнейшей в мире площадкой по разделке списанных судов, за что и получил печальное прозвище "Берег мертвецов". Здесь бесславно закончилась жизнь крейсера - вертолетоносца, олицетворяющего гордость советского кораблестроения

 ПКР "Ленинград" в походе (справа).                       У "Берега мертвецов" в ожидании разделки
ПКР "Ленинград" в походе (справа). У "Берега мертвецов" в ожидании разделки

За годы  "демократических преобразований" в период 90-х и межгосударственных разборок по разделу флота у "Берега Мертвецов" закончили свою боевую биографию легкие артиллерийские крейсеры проекта 68БИС, входящие в состав кораблей резерва, "Адмирал Ушаков" и "Жданов". Крейсер этого семейства "Михаил Кутузов" избежал этой печальной участи, в данный момент его гордый  силуэт украшает причал морвокзала Новороссийска, как корабль - музей. Не избежали продажи и разделки в Аланге  первенец советского авианесущего флота - ПКР "Москва", БПК "Красный Крым". За десятилетие корабельные кладбища Севастополя в Инкермане и  других мировых площадок по разделке судов поглотили основу боевого состава Черноморского флота. Это ракетный крейсер "Адмирал Головко" (2003 г), который с1990 по 1999 год являлся флагманом ЧФ, БПК I ранга "Азов" (2002 г)

                   РКР "Головко" в походе (слева), на разделке в Инкермане (справа) 2003 год
РКР "Головко" в походе (слева), на разделке в Инкермане (справа) 2003 год

а так же целое семейство кораблей II ранга:  БПК проект 61 "Комсомолец Украины" (1992 г), "Проворный" (1993 г), "Красный Кавказ" и " Скорый" (1998 г),  эсминец пр.56-У "Неуловимый".

СКР "Деятельный" разделан в Турции.  БПК "Комсомолец Украины" Инкерман, 1995 год
СКР "Деятельный" разделан в Турции. БПК "Комсомолец Украины" Инкерман, 1995 год

БПК "Очаков", будучи разоруженным и разукомплектованным, повторил подвиг своих старших собратьев, кораблей Черноморского флота периода Крымской войны, в ночь 5 марта 2014 года был затоплен у входа в Южную военно-морскую базу ВМСУ, заблокировав тем выход кораблям Военно-морских сил Украины в Черное море.

                            БПК "Очаков", затопленный у входа в  Южную ВМБ ВМС Украины 2014 год
БПК "Очаков", затопленный у входа в Южную ВМБ ВМС Украины 2014 год

Три сторожевых корабля II ранга проекта 1135 "Беззаветный", "Безукоризненный" и "Разительный" в 1997 году были переданы в ВМС Украины. После передачи кораблям были присвоены имена, соответственно - "Миколаiв", "Днiпропетровьск" и "Севастополь". Этим сторожевикам не суждено было стать боевыми единицами флота вновь образованного суверенного государства. После передачи корабли были разграблены мародерами, а у Украины не было средств для их восстановления и должного содержания. С 2001 по 2005 года корабли были выведены из состава ВМСУ, списаны и отправлены на разделку.лева на право;

Особо печальная участь постигла "Беззаветный"этот корабль прославил себя тем, что 12 февраля 1988 года посредством навала (тарана)на крейсер ВМС США "Йорктаун" вытеснил его из территориальных  вод СССР в Черном море. "Беззаветный", на порядок уступающий американскому крейсеру по габаритам, два раза наваливался на левый борт "Йорктауна",  в результате на американце были повреждены пусковые ракетные установки "Гарпун", на корабле возник пожар. Незваный гость был вынужден позорно ретироваться из наших вод.

После этих событий американский крейсер несколько месяцев был вынужден простоять в ремонте, а командир был снят с должности за пассивные  действия, приведшие к падению морального престижа ВМС США. Автор также участвовал в флотской операции вытеснения американцев, правда кораблю на котором он данный момент нес службу, не посчастливилось вступить в непосредственный контакт с вероятным противником, но факт триумфа "Беззаветного и позора крейсера "Йорктаун" происходил у него на глазах.

Крейсер "Йорктаун" за несколько минут до "Красного навала", т.е. до того, как его атаковал скр "Беззаветный". Фото с борта пск "Ямал", на котором в тот момент служил автор.
Крейсер "Йорктаун" за несколько минут до "Красного навала", т.е. до того, как его атаковал скр "Беззаветный". Фото с борта пск "Ямал", на котором в тот момент служил автор.

После разоружения и списания корабля, 26 марта 2005 года СКР "Беззаветный" отправился в свой последний поход. Буксирами его вывели из Севастополя, а вскоре было получено известие, что "Беззаветный" затонул в Черном море. Что было причиной затопления, неизвестно. Говорили о разном. Может быть это результат человеческой халатности, а может быть способ получения денег за страховку. Кстати, "Беззаветный" - не единственный корабль ВМСУ, который затонул таким образом.

                                                      Последний поход "Беззаветного" март 2005 года
Последний поход "Беззаветного" март 2005 года

В октябре 1993 года строящийся в Николаеве ракетный крейсер "Адмирал Флота Лобов"(однотипный с РКР "Москва"), при 75-% готовности был передан Украине. Вновь образованное суверенное государство, подогреваемая претензиями на статус великой морской державы, никак не представляло свое существование без крейсера с ударным ракетным вооружением, предназначенным для уничтожения ударных авианосных группировок. Неоднократные переговоры о продаже России недостроенного крейсера всегда заходили в тупик. Так что, и поныне не состоявшийся ракетный крейсер, теперь уже "Украина", ржавеет у заводской стенки.

           Ракетный крейсер ВМСУ  "Украина" у заводской стенки в Николаеве
Ракетный крейсер ВМСУ "Украина" у заводской стенки в Николаеве

Кратко о том, как сейчас обстоят дела на Краснознаменном Черноморском. С марта 2114 года флот пополнили 3 фрегата проекта 11356, 6 дизель электрических подводных лодок проекта 06363, 2 морских тральщика проекта 12700, 3 малых ракетных кораблям проекта 21631 и 2 патрульных корабля проекта 22160. Данные темпы и масштабы технического обновления в течение 5 лет внушают оптимизм и вселяют уверенность, что Черноморскому флоту быть.

На настоящее время ветераны Черноморского флота БПК "Керчь" и СКР "Сметливый" выведены из состава флота, отслужив достойный срок более 40 лет. "Керчь" готовят к разделке в инкермане, на борту "Сметливого", по последним данным, будет будет функционировать музей.

Статьи по теме военно-морского флота:

Авианесущие корабли родом из СССР. Распил в прямом и переносном смысле.

На братских могилах не ставят крестов. Гибель флагмана Черноморского флота линкора "Новороссийск".