Найти тему
Artfragment

Белая система: художники против расизма и насилия

Оглавление

Последние дни мир следит за беспорядками в США, которые вспыхнули после гибели афроамериканца Джорджа Флойда. Начавшиеся как мирные протесты против расизма и полицейского насилия, они переросли в погромы и грабежи (из 5Art Gallery в Лос-Анджелесе украли работы Джеффа Кунса и KAWS). Мы вспомнили, как насилие, полицейский произвол и отстаивание гражданских прав находили отражение в творчестве современных художников.

— На события в США новой работой откликнулся Бэнкси.

Британский художник опубликовал ее на своей странице в Instagram. На картине изображен траурный портрет чернокожего человека. Над ним находится американский флаг, нижний угол которого загорелся от пламени свечи, стоящей рядом. Под постом с работой Бэнкси оставил запись. Он признался, что сначала думал молчать. Но потом понял, что расизм — это не проблема чернокожих, а проблема белых. «Цветные люди терпят неудачи из-за системы. Белой системы», — написал художник.

— В начале 1960-х Энди Уорхол создал серию «Смерть и катастрофа», в которой показал обратную сторону общества потребления.

В нее вошло около 70 работ, посвященных плохим новостям — автомобильным авариям, суицидам, казням на электрическом стуле, бунтам и беспорядкам. Одна из них — «Беспорядки на расовой почве в Бирмингеме». Уорхол показал, как полицейские спускают собаку на безоружного чернокожего человека. Демонстрации в Бирмингеме, штат Алабама, прошли в 1963 году на почве борьбы за гражданские права. Сторонники Мартина Лютера Кинга, выступавшие против сегрегации, были атакованы полицейскими. В 2014 году работу продали на аукционе Christie’s за $50 млн.

Энди Уорхол, «Беспорядки на расовой почве в Бирмингеме», 1964.
Энди Уорхол, «Беспорядки на расовой почве в Бирмингеме», 1964.

— Гордон Паркс — первый чернокожий фотожурналист LIFE.

Именно его, несмотря на расистские настроения в обществе, арт-директор Vogue Александр Либерман нанял снимать для журнала. Но одними съемками вечерних платьев Паркс не ограничивался. Он документировал жизнь афроамериканских семей в условиях расовой сегрегации в США, документировал их борьбу за гражданские права. Один из известных кадров Паркса — снимок 1963 года. На нем чернокожий мужчина в Гарлеме держит плакат «We are living in a police state».

Гордон Паркс, «We are living in a police state», 1963.
Гордон Паркс, «We are living in a police state», 1963.

— Картину Жана-Мишеля Баскии «Искажение» («Смерть Майкла Стюарта») называют самой личной работой художника.

Он написал ее в 1983 году на стене студии своего друга Кита Харинга. Баския изобразил, как двое полицейских избивали дубинками чернокожего юношу. Им был уличный художник Майкл Стюарт. Его задержали из-за нанесенного на стену одной из станций нью-йоркской подземки граффити. А спустя 13 дней Стюарт скончался от полученных травм. Ему было всего 25 лет. В 1985 году жюри, состоявшее только из белых присяжных, оправдало всех шестерых полицейских транспортного управления, обвиненных в убийстве художника. «Трагическая история Майкла Стюарта вызвала огромный всплеск общественной протестной активности, которая ощущалась в Нью-Йорке и других больших городах Америки еще очень долгое время после его смерти», — отмечала куратор музея Гуггенхайма Чейдрия Лабувье.

Жан-Мишель Баския, «Искажение» («Смерть Майкла Стюарта»), 1983.
Жан-Мишель Баския, «Искажение» («Смерть Майкла Стюарта»), 1983.

— На убийство Майкла Стюарта откликнулся и Кит Харинг.

В 1985 году он написал картину «Майкл Стюарт — США для Африки». На ней он изобразил голого темнокожего мужчину, которого душат белые руки, а белая нога придавливает темную стопу к земле. «Я уверен, что в душе я не белый […] Я радуюсь, что я другой. Я горжусь моей гомосексуальностью. Я горжусь тем, что у меня есть друзья и любовники всех цветов. Я стыжусь своих предков. Я не такой, как они», — писал Харинг в своем дневнике. 

Кит Харинг, «Майкл Стюарт – США для Африки», 1985.
Кит Харинг, «Майкл Стюарт – США для Африки», 1985.

— В 2016 году в нью-йоркской галерее Jack Shainman Gallery прошла выставка «For Freedoms».

Один из ее экспонатов был вывешен прямо при входе в культурную институцию — черный флаг американского художника Дреда Скотта. На нем белыми буквами была написана фраза: «A man was lynched by police yesterday». Художник отмечал, что имел в виду конкретного человека — Уолтера Скотта. Темнокожий житель Южной Каролины был застрелен полицейским, который остановил его машину из-за неисправного стоп-сигнала.

Дред Скотт, «A man was lynched by police yesterday», 2015.
Дред Скотт, «A man was lynched by police yesterday», 2015.

— Американская концептуалистка Дженни Хольцер работает с языком, инсталляциями и городским искусством.

Тексты она представляла публике разными способами: проецировала на берега Тибра, выбивала на серебряных полосах, прикрепленных к костям, наносила чернилами на человеческую кожу. Сегодня Хольцер 69 и она продолжает работать. В 2019 году художница представила проект «Vigil». На здания Рокфеллер-центра в Нью-Йорке в течение нескольких дней проецировались фразы пострадавших от огнестрельного оружия и их родственников. Например, такие:

«Around every day. You know someone or they know someone who was shot or had a gun held to their heads. My shooting was a hate crime».

Дженни Хольцер, проект «Vigil», 2019.
Дженни Хольцер, проект «Vigil», 2019.

— В 2019 году The Guardian составил список из 25 самых важных произведений искусства XXI века.

В нем оказалась и мексиканская мультимедийная художница Тереза Марголис с работой «What else could we talk about?». Это название перформанса, который Марголис представила в 2009 году на Венецианской биеннале. Она пригласила людей из города Хуарес (родственников местных жертв) и предложила им вымыть пол тряпками, пропитанными кровью убитых. «Для меня такие приемы — табу. Земля, пропитанная кровью... Это практически как демонстрировать трупы…», — комментировал художественный метод мексиканки художник Хаим Сокол.

Тереза Марголис, «Super Speed / El Paso, Texas», 2020.
Тереза Марголис, «Super Speed / El Paso, Texas», 2020.

Марголис исследует социальные причины смерти (она сама долгое время работала в морге). В начале 2020 года она представила выставку в Нью-Йорке. Несколько работ художница посвятила событиям августа 2019 года. Тогда мужчина открыл стрельбу в магазине Walmart в Эль-Пасо. Он застрелил 22 человека и ранил еще 24. Марголис отправилась в магазин и купила там коробку патронов 12 калибра: 25 штук за $5,48. Их она сфотографировала, разложив в форме человеческого сердца. Рядом со снимком художника расположила копию чека. Так Марголис привлекала внимание к торговле оружием и боеприпасами.

Тереза Марголис, «Receipt», 2020.
Тереза Марголис, «Receipt», 2020.

— На Венецианской биеннале 2019 года главную награду получил американец Артур Джафа за фильм «Белый шум».

Он соткан из эпизодов любительской съемки, сохраненных в телефоне видео, документальных кадров. Все они — о насилии на расовой, национальной и религиозной почве. Один из эпизодов — запись избиения чернокожего мужчины полицейскими во время массовых беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году. Тогда на биеннале он еще представил «Большое колесо» — гигантские шины, обмотанные цепями. Это была попытка показать мир с точки зрения чернокожих.

Артур Джафа, «Большое колесо», 2018.
Артур Джафа, «Большое колесо», 2018.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.