Эта тема для грузовиков . На легковой всё просто , встал на круиз и шуруй 80-90 .
Для того чтобы научиться экономить топливо , для начала надо понять азы физики ( не надо быть учёным или инженером , достаточно понимать принципы )
Для понимания о чём пойдет речь задам несколько вопросов на которые вы с лёгкостью ответите . Вы пробовали будучи пассажиром высунуть руку из окна автомобиля на скорости 70-80 км\ч ? Как ощущение ? Вы пробовали пойти с листом фанеры по улице при сильном ветре ( ну или хотя бы в штормовое предупреждение с открытым зонтиком ? ) Вы пытались пройти по сугробу , там где только что с лёгкостью катались на лыжах ?
Теперь представьте свою машину как кучу плоскостей под разными углами упирающихся в ураганный ветер . 16.6...6 метров в секунду это скорость 60 км\ч , 33.3...3 м\с это 120 км\ч ( 25 м\с это ураганный ветер срывающий крыши с домов и валящий деревья ) .
Теперь к работе двигателя . У любого двигателя есть режим работы с наибольшей отдачей при наименьших затратах топлива ( не парьте мозг , на тахометре у вас эти обороты обозначены зелёным фоном ) . Для простоты объяснения : ниже обороты меньше эффективность , выше обороты ниже эффективность . За вас уже всё посчитали и обозначили вам экономичные пределы оборотов на тахометре .
Так как мы говорим о движении по идеальной трассе , без подъёмов и спусков , без поворотов и участников дорожного движения , мы можем выбрать любую скорость . Просто помним о инертности масс и понимаем , что чем ровнее движение тем меньше платим за топливо .
При равномерном движении по ровной трассе масса машины не так критична , как её лобовое сопротивление . На грузовике очень критично расположение груза , расстояние к примеру от кабины до контейнера , высота спойлера на кабине .
Теперь понимая что есть воздушное сопротивление , отрегулировав правильно спойлеры ( убрав все шалабушки и колхоз с машины ), вспоминаем о работе такой связки как двигатель-трансмиссия , выставляем максимальную передачу , держим стрелку тахометра в зелёном поле и получаем крейсерскую скорость от 70 до 90 км\ч ( зависит от производителя ) .
Усложним условия . Предположим наша крейсерская 80 и в переди идёт старая скамейка с тентом 75 , вопрос , обгонять её или встать в 3 секундах от неё ( расстояние измеряется в данном случае не в метрах , а в секундах до движущегося объекта , это проще чем полагаться на глазомер ) . Вы при обгоне потратите топлива столько , что вам километров 200 , а то и больше придётся как то экономить ( так как именно при ускорениях и замедлениях в игру вступает и масса машины , а тут надо рассчитывать по городскому циклу ) , эффективнее просто сбросить скорость до её 75 и получить к тому же разреженный воздух ( пусть его кубик кабины продирается сквозь шторм и за вас , помогая вам экономить топливо ).
Движение в колонне из нескольких грузовиков более экономический целесообразно , просто надо иногда менять голову колонны ( чтобы и у него не было пережогов ) .
Теперь еще усложним задачу . На трассе появляются спуски , ваша крейсерская 80 км\ч , ваша максималка ограниченна 90 км/ч . Если к спуску подойти на 80 , то в конце спуска без торможения машина разгонится до 120 , а значит перед спуском надо сбросить скорость чуть ли не до 20 км\ч чтобы в конце спуска без торможения было около 90 км\ч . Придётся сбрасывать газ чуть ли не за километр до спуска , да и в реальной дорожной обстановке на вас сложат все маты другие участники , но именно такой подход даст максимальную экономию топлива , а стало быть надо искать компромисс между скоростью потока и экономией , не выключая передачу просто убрать ногу с педали газа примерно но не обязательно за 200-300 метров ( зависит от массы машины , дорожного покрытия и ещё кучи факторов ) и замедлится предположим до 60 , а там горным тормозом или у кого ретардер им удержать машину примерно на 85-90 . Если к спуску подойти на тех же 80 , весь спуск держать 80 ретардером или горным тормозом , то чуть ли не пол литра или даже больше вы не сэкономите .
Перед подъёмом на оборот разогнаться по максимуму , опять же тут есть свои особенности у каждой новой модели и у каждого производителя . Принцип один , если просел по скорости , то просел по топливу ( залететь на горку на 90 дешевле чем ползти на 40 км\ч ) .