Статья открывает цикл, посвященный дистанционному образованию в РФ. В данной статье рассмотрено дистанционное образование, выявлены его основные особенности в сравнении с традиционными формами обучения.
Получить высшее образование дистанционно – мечта, ставшая реальностью.
Даже те, кто был далек от данной формы обучения успели вкусить все прелести и недостатки данной формы обучения в 2020 году, в разгар пандемии новой короновирусной инфекции COVID-19. Что же это за зверь такой – дистанционное образование.
Начнем по порядку. Существует несколько форм получения высшего образования в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации [1].
Дистанционная форма получения высшего образования относиться к заочной форме и специально в законодательстве РФ по состоянию на 08.06.2020 не оговаривается. Между тем, данная форма получения высшего образования обладает определенными особенностями.
К традиционным формам получения образования следует отнести: очную, очно-заочную и заочную формы.
Очная форма получения высшего образования предполагает личное присутствие студента на всех учебных мероприятиях: лекциях, семинарах, практических занятиях. При этом иногородние студенты должны проживать в городе, где расположен ВУЗ. Возможно студенту предоставят общежитие бесплатно или за отдельную плату. Совмещать очное получение образования с работой (например) достаточно сложно. Как правило, студенту придется рассчитывать на материальную помощь семьи или редкие подработки в свободное от учебы время. Неоспоримым преимуществом данной форме обучения выступает более тесный контакт с преподавателями, полное погружение в исследуемую область и наиболее высокое качество получения образования. В большинстве случаев.
Очно-заочное, или как ранее его называли – «вечернее» образование предполагает проживание студента в непосредственной близости от ВУЗа, однако, объем личного присутствия существенно сокращен. Обычно студенты очно-заочной формы обучения посещают практические занятия, коллоквиумы, а большинство лекционного материала изучают самостоятельно. При этом студент получает возможность полноценно совмещать работу и учебу.
Заочная форма получения высшего образования предполагает получение студентом знаний преимущественно по удаленным каналам связи, личные контакты с преподавателем существенно ограничены. Студенту высылают лекционный материал, задания для практической работы, которые следует выполнить самостоятельно, промежуточные экзамены проводятся преимущественно с помощью удаленных каналов связи. В большинстве случаев студент лично посещает ВУЗ 1-2 раза за весь период обучения. Обычно это прохождение итоговой государственной аттестации (выпускные экзамены так сказать) и защиты выпускной квалификационной работы.
Ранее, заочное обучение осуществлялось с использованием почтовой связи и других каналов связи. Образовательный процесс растягивался (пока письмо дойдет до адресата, пока его проверят, пока вышлют ответ…). С середины 2000-х годов активно стали применять интернет в качестве канала связи при заочном обучении. А в настоящее время заочное образование с использованием дистанционного канала связи (интернет) получила достаточно большое количество возможностей и по своему содержанию не многим уступает очному образованию. Студенты имеют возможность принимать участие в лекциях и вебинарах, общаться напрямую с преподавателями через Скайп и другие программы видеосвязи и видеоконференций. Да что там говорить, даже дипломные работы иногда защищают через скайп.
Таким образом, дистанционная форма обучения это вариант получения заочного высшего образования с использованием сети Интернет.
Получение высшего образования экстерном в новом законе особо не оговаривается и на практике с такой формой образования ни разу не встречались. Однако, кратко опишем её. Экстернат предполагает самостоятельное изучение всех дисциплин курса и сдачу студентом промежуточных и итоговых экзаменов практически без контакта с преподавательским составом ВУЗа.
Длительность обучения на всех формах обучения для бакалавра не менее 4-х лет, для магистра – 2 года. Качество образования (вне зависимости от формы его получения) зависит в первую очередь от желания и стараний студента!
Для удобства мы сформировали сводную таблицу, в которой отразили сравнение различных форм получения образования.
Таким образом, дистанционная форма получения высшего образования идеально подходит для второго и последующего высшего образования, для лиц с ограниченными возможностями, работников на полном рабочем дне, в том числе сотрудников государственных и муниципальных органов власти.
Дистанционная форма получения высшего образования предполагает наличие определенных ограничений (не все направления подготовки могут быть реализованы в дистанционной форме) и имеет определенные преимущества и недостатки, которые мы рассмотрим в следующей статье цикла.
Ссылки на источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=353367&dst=100274&date=08.06.2020