Мощный ледокольный флот, в том числе атомный, всегда был гордостью России.
Природные условия протяженная арктическое побережье и большие запасы углеводородов просто обязывали страну строить и содержать ледокольный флот. Пусть строить не всегда в СССР и России и содержать не всегда в надлежащем виде.
Однако затем Арктика стала лакомым кусочком, на который претендуют множество стран. Среди них выделяется Китай, который уже нацелился на святая святых - «атомный флот».
Китайская лапа
Просто для сведения. В российском нациоанальном проекте, которому оказывают огромную господдержку «Ямал СПГ», доля китайских инвестиций - 30%, из них 20% приходится на Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию и еще 9,9% на Фонд Шелкового пути.
Далее, газовозы, которые транспортируют продукцию с завода «Ямал СПГ» тоже принадлежат консорциуму Teekay/China LNG Shipping (Канада-Китая) и Mitsui O.S.K. Lines/China Shipping (Япония-Китай) соответственно.
В проектах «Роснефти» есть деньги самой динамично развивающийся нефтегазовой компании Поднебесной CEFC China Energy. И список можно продолжать.
В январе 2018 года Госсовет КНР издал отдельную Белую книгу по политике в Арктике, где указано, что Поднебесная планирует совместно с другими государствами создавать морские торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шелковый путь». Там же подчеркивается, что Китай собирается самостоятельно добывать в Арктике нефть, газ, минеральные ресурсы и неископаемые виды топлива.
Все сами
Но Китаю этого мало. Поднебесная активно строит собственный ледокольный флот. В активе страны уже есть три ледокола в составе ВМФ НОАК, причем два из них введены в эксплуатацию в 2016 году . Мы их в расчет не берем.
А вот гражданская тематика у Поднебесной начиналась с покупки ледокольного транспортного судна проекта 10621 на Херсонском СЗ в 1994 году и переоборудования его в научно-исследовательское судно ледового класса. Так появился первый «Снежный дракон» (Xue Long).
За 30 лет его уже дважды модернизировали. В 2013 году на нем сменили главный двигатель и пропульсию, увеличили количество помещений для научных работников, судно оснастили глубоководным аппаратом и спуско-подъемным устройством для него. Срок службы ледокола продлили до 2030 года.
Каждая экспедиция «Снежного дракона» в стране освещается в СМИ страны с широчайшим масштабом. Так не говорили в СССР даже об успехах Ивана Папанина в свое время (своя «Бузова» там тоже есть, но про нее говорят меньше).
В 2019 году в на верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае построили свой собственный ледокол «Снежный дракон-2» (Xue Long-2). Спуск, а потом и сдача судна представлялась, как настоящая национальная победа.
Проект этого ледокола готовило финское КБ Aker Arctic. Построили судно всего за два года, а его стоимость, по тем ценам, составила около $153 млн.
Характеристики судна «Снежный дракон-2»:
длина - 122,5 метра
ширина - 22,3 метра
водоизмещение - 13 990 тонн
автономность - 20 тыс. морских миль
ледопроходимость - 1,5 м на скорость 3 узла
экипаж - 90 человек.
Еще в 2014 году китайская судостроительная корпорация CSIC (China Shipbuilding Industry Corporation) создала научно-исследовательский институт НИИ-719 для разработки гражданской АЭУ. Спустя три года Китайская национальная атомная корпорация сообщила, что этот институт завершил разработку техпроекта первой китайской плавучей атомной электростанции.
Ниже фото модели этой станции.
Тогда же CNNC объявила тендер на проектирование и строительство первого в КНР ледокольного судна с ЯЭУ. Судно должно обеспечить Китаю возможность освоения новых транспортных коммуникаций, в том числе на маршруте через центральную часть Северного Ледовитого океана.
В качестве энергетической установки будет использоваться водо-водяной реактор Linglong-1 разработки CNNC. Макет китайского атомного ледокола Китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry Corp (CSIC).
Как заявляли тогда российские СМИ, китайский атомоход уж слишком смахивают на классическую советскую «Арктику» : водоизмещение 30 тыс. тонн, длина 152 метра, ширина 30, метров, мощность двух реакторов 2x25 МВт.
Китайская сторона всякое заимствование ни в конструкции ЯЭУ, ни в проекте атомохода отрицает. Однако не исключено, что вскоре Поднебесная станет второй страной в мире, которая будет обладать атомным ледокольным флотом.
Для сведения, у других стран, которые в отличие от Китая имею выход к арктическим водам, с ледокольным флотом несколько скромнее. У США всего 4 ледокола, у Канады - 6 , у Финляндии - 7, у Швеции только 5. А в России продолжаются проблемы со строительством атомных ледоколов проекта 22220.
Как считаете, сможет ли поднебесная показать всем Xue Long и Made in China даже в Арктике?
Спасибо, что прочитали статью!
Если она вам понравилась - пишите комментарии, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал.
Будет интересно!