Кино (аудио-визуальная форма подачи материала) – хотим мы того или нет – важнейший агитатор и пропагандист. Именно кинематограф (от блокбастеров до роликов Ютуба) – закладывает и поддерживает в нас многие базовые поведенческие стереотипы.
Говоря о проблемах социального равенства полов, «стеклянном потолке» и мизогинии в целом, мне кажется, стоит отдельно рассмотреть советский кинематограф. Почему? Потому что – в нём создано достаточно внушительное количество фильмов с неплохим разнообразием ярких женских образов.
Если брать популярный, так называемый, «западный кинематограф» (имеются в виду фильмы США, Великобритании, Италии, Франции 40-70гг), то для него были характерны в основном образы женщин-жертв, женщин-спутниц, женщин-помощниц, нежели женщин-героев. Представительницам женского пола в таких фильмах отводилась роль преимущественно пассивная, а актрис для исполнения подобных ролей отбирали обычно «конвенциональной внешности».
В Советском же союзе концепция женского образа на экране была несколько иной. В каком-то смысле она была заложена как персонажами, созданными как Л. Орловой, так и знаменитой «работницей» В. Мухиной.
Такая женщина обычно действовала самостоятельна, делала выбор не столько для «мужского одобрения», сколько для себя, своего самоутверждения и своей карьеры, работая и принимая решения наравне с мужчинами. Спектр профессиональной деятельности таких персонажей был огромен – от сварщиц и крановщиц, до директоров и председателей колхозов.
На мой взгляд – отечественный кинематограф очень многое потерял, уйдя от концепции «советского» изображения женщины. К сожалению, не могу не отметить запредельное количество мизогинии и сексизма в нынешних российских фильмах (в то время, как «западный кинематограф» в настоящее время догнал «советский» по количеству и качеству разнообразия девушек и женщин на экране).
Ниже, чтобы не быть голословным, привожу небольшой список фильмов СССР (разных стилей и жанров, снятых для разной целевой аудитории) , где присутствуют яркие, достаточно глубокие и главное – разнообразные женские образы.
Критерии:
1. Один из центральных персонажей фильма – женского пола (девочка, девушка, женщина),
2. Она действует вне зависимости от мужчин, не для того, чтобы главным образом помогать или вредить мужчинам, а также им нравиться или не нравиться;
3. Основной сюжет фильма не сводится к «отношениям» (романтическим) женщины и мужчины;
4. Фильм проходит «тест Бехдель» (там где происходит общение нескольких центральных женских персонажей);
5. Фильм был снят в СССР.
Строгий юноша (1935)
Цирк (1936)
Член правительства (1939)
Небесный тихоход (1945)
Весна (1947)
Сорок первый (1956)
Высота (1957)
Русский сувенир (1960)
Девять дней одного года (1961)
Чистое небо (1961)
Дикая собака динго (1962)
Грешница (1962)
Неуловимые мстители (1966)
Июльский дождь (1966)
Девочка и эхо (1965)
О чём молчала тайга (1966)
Туманность Андромеды (1967)
Таинственная стена (1967)
Комиссар (1967)
Начало неведомого века (1967)
Начало (1970)
Любовь Яровая (1970)
А зори здесь тихие (1972)
Ищу мою судьбу (1974)
Скворец и лира (1974)
Мама (1976)
20 дней без войны (1976)
Про Красную Шапочку (1977)
Три весёлые смены (1977)
Женщина, которая поет (1978)
Гараж (1979)
Тема (1979)
Через тернии к звездам (1980)
Карнавал (1981)
Васса (1982)
Сказка странствий (1983)
Гостья из будущего (1984)
Переступить черту (1985)
Завтра была война (1987)
Десять негритят (1987)
Криминальный талант (1988)