BCG и исследовательский холдинг “Ромир” представляют второй срез исследования потребительских настроений: “Российские потребители – новая реальность”. В данном материале представлены данные по отношению потребителей к ситуации пандемии, их готовности тратить, как они планируют изменить своё поведение в предстоящие 6 месяцев, а также перспективы различных каналов сбыта.
В ходе исследования была проведена работа с 1200 респондентами по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах в 45+ товарных категориях.
Мы уже публиковали данные об изменениях в жизни россиян, которые произошли в мае (статья). За 2 месяца ситуация с ограничительными мерами стабилизировалась и, следовательно, потребители смогли приспособить свою жизнь к условиям самоизоляции. И многих волнует вопрос: что произойдет с рынком в ближайшие полгода?
Сегодня мы хотим поделиться данными о том, как изменились финансы, готовность тратить у россиян, а также что следует делать бизнесу в эти непростые времена.
Кредит, сбережения и готовность тратить
Потребители во всех возрастных группах заявили, что будут стараться избегать кредитов. В категории товаров длительного пользования (телевизоры, компьютеры, крупная бытовая техника) 46% заявили о том, что они не готовы брать кредиты для таких покупок, пандемия не изменила планы у 41% респондентов, и только 13% по-прежнему готовы воспользоваться услугами кредитования.
Однако многие сохранили уверенность, что возьмут кредит для покупки автомобиля. В данной категории 26% заявили о готовности взять кредит, 40% не готовы, а 34% уверены, что пандемия не повлияла на их готовность взять кредитные обязательства.
Около 46% заявили, что их финансовая ситуация в целом не изменилась или улучшилась. Только 12% респондентов заявили о том, что их сбережения сократились, а 42% сказали, что не имели сбережений вовсе.
Представители всех возрастных групп намерены сократить расходы в ближайшие полгода, однако к бэби-бумерам это относится в меньшей степени. В целом, в России потребители снижают траты более активно, чем на других развивающихся рынках. Чистое падение спроса прогнозируется в ближайшие шесть месяцев в ~95% категорий; больше всего ожидаемо пострадают досуговые услуги и общественный транспорт.
Снижение по всем фронтам
В апреле россияне даже не могли предположить, что карантин растянется на 2 месяца, им пришлось планировать свои расходы в неопределенности. В мае же ситуация стабилизируется, приходит понимание экономической ситуации: потребители планируют тратить меньше до улучшения экономической ситуации и роста их доходов.
С точки зрения каналов продаж электронная торговля очевидно лидирует среди всех прочих каналов: потребители быстро привыкли к онлайн-шопингу. При этом спрос во всех прочих каналах снижается, особенно — в торговых центрах. Даже после снятия ограничений риск заражения вирусом и неуверенность потребителей в стабильности своих доходов скорее всего продолжит негативно влиять на офлайн-торговлю.
Топ-5 растущих категорий схож для всех возрастных групп: ЖКХ, домашний интернет, безрецептурные препараты, платное ТВ. Среди категорий, демонстрирующих самые высокие показатели спада в большинстве возрастных групп, находятся развлечения (кинотеатры, концерты, туризм и отдых) и некоторые категории одежды
Офлайн умер, да здравствует онлайн?
На сегодняшний день забота о безопасности дало интернет-магазинам очевидное преимущество по сравнению с офлайн торговлей. Граждане, которые ранее не пользовались услугами интернет-магазинов, за время ограничительных мер смогли сполна «пощупать» покупки онлайн, что навсегда изменит реальность повседневного ритейла.
В этих условиях выигрывают маркетплейсы — стремясь минимизировать контакт с другими людьми, потребители предпочитают покупать все в одном месте и экономить на стоимости доставки
Конечно, вся розничная торговля не переместится в онлайн. Но потребители уже успели оценить её преимущества и недостатки – кому-то будет не хватать живого соприкосновения с «продуктом», а кому-то понравится новый способ получить желаемое, не контактируя с другими людьми. В связи с этим, мы ожидаем изменения соотношения между разными каналами после снятия всех ограничений.
А может потратимся? Почему бы и нет!
В долгосрочной перспективе ожидается, что онлайн-магазины будут предлагать больше скидок и промо акций; клиенты гипермаркетов также надеются на рост своего уровня доходов в будущем. Обещание низких цен в рамках восстановления экономики может сыграть на руку каждому каналу продаж и подстегнуть спрос на повседневные товары, пока экономика восстанавливается из-за двухмесячного застоя.
В настоящее время четко прослеживается тенденция снижения спроса со стороны потребителей. Только несколько категорий показывают чистый рост в данных условиях (онлайн-досуг, коммунальные услуги, безрецептурные препараты), но многим отраслям придется затратить определенное время на восстановление. И причина здесь не только в общей потери дохода населения, но и паническими настроениями вокруг второй волны эпидемии в России. Таким образом, мода на цифровизацию приобрела дополнительный повод задуматься и перевести бизнес в онлайн.
Этой статьей мы завершаем обзор результатов майского среза «Ромир» и BCG “Российские потребители – новая реальность”.
Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе самых актуальных исследований жизни рынка и общества!