Мы с родителями решили в первый раз выехать на Чёрное море. Все знакомые уже не раз успели в Сочи побывать, а мы дальше Каспия и Ейска никуда не выбирались. Тех, кто был в Сочи, сразу видно. Их легко отличить в московской толпе по шикарному черноморскому загару. Вот сколько ни загорай на Каспии- загар будет скорее красный, чем коричневый. А всё почему? На каспийских пляжах-белый мелкий песок, а в Сочи- острые камушки, о края которых многократно отражается солнце. Вот загар и получается этакий специфический.
Лететь мы решили на самолете до Адлера. Дальше-как получится.
В самолете нам давали бесплатные напитки в крошечных чашечках, которые даже разрешили взять на память об Аэрофлоте. Перелет я помню плохо. Всё время что-то жужжало, шумело, у меня закладывало в ушах, а в салоне постоянно плакал маленький ребенок. Вернее, ребенок не плакал, он просто орал очень громко. Заснуть, как советовала мама, было просто невозможно. Наверное, у него тоже ушки закладывало. Мама сказала, что обычно маленьким детям в ушки ватку кладут или дают какое-то легкое снотворное, чтобы малыш не мучился всю дорогу.
Путевок у нас не было. Знакомые сказали, что обо всем можно договориться на местах.
Сразу при выходе из аэропорта действительно стояла толпа таксистов и каких-то очень активных женщин. Они все кричали и зазывали к себе на житье. Мы выбрали тетку посимпатичнее и отправились с ней в Гагры. Какая нам была в тот момент разница, Гагры или Сочи? Мы не были ни там, ни там.
Ехать пришлось довольно долго. Этого мы не ожидали.
Оказалось, что у нашей хозяйки в Гаграх двухэтажный дом. Она провела нас на второй этаж и открыла дверь. Абсолютно пустая комната и три кровати. А нас четверо! Пообещала дать раскладушку. За дверью оказалось несколько крючков. Всё. Аскетизм-редкостный. Ни занавесок, ни простыней, ни стаканов, ни телевизора. Ничего.
Туалет, оказывается, был во дворе. Нужно было спуститься по лестнице на первый этаж, пересечь двор, пройти по тропинке через мандариновый сад и только потом оказаться в нужном месте. Туалетной бумаги не было. Дырка в полу и афтафа- кувшинчик с длинным узеньким горлышком. Мойтесь.
Посколько с нами был маленький ребенок, мы приехали со своим детским горшочком. Вот с этим горшочком и пришлось периодически с гордостью дефилировать по маршруту комната-туалет и обратно. А все остальные смотрели на наш горшочек с завистью, потому что у других такого горшочка не было, а привезти с собой такой раритет они не догадались.
Впрочем, душа тоже не было. Не было и ванной. Зачем? Ведь рядом море.
Хорошо, что хотя бы зубы можно было чистить. У лестницы на открытом воздухе стоял камень с выдолбленной раковиной и тремя краниками. Оттуда текла просто ледяная кристально чистая вода. Вода была такая холодная, что зубы сводило судорогой и мгновенно улетучивались остатки сна. Окатиться ведерком этой воды с утра никто не рисковал. Холодно.
Кухни как таковой тоже не было. Комната сдавалась без пансиона. Мы попытались ходить в ближайшую столовую, но после того, как заработали расстройство желудка, решили не пользоваться услугами местного общепита.
Мы стали есть только хингали.
Какие это были хигнали!
Какой аромат! На столе всегда стояла большая бутылка с обжигающим свежим перцем. Мы брали себе по 2 порции этой вкуснятины и наедались сразу за завтрак, обед и ужин вместе взятые. Вечером делали чай с помощью кипятильника и ложились спать.
Но все эти неудобства казались неважными, стоило лишь добраться до моря. Море было тёплое.
Нам, привыкшим купаться в бассейне при температуре 18 градусов, порой казалось, что, бросаясь с разбегу в морскую волну, мы окунаемся в гигантскую горячую ванну. Удивительно, что в воде почти не попадалось никаких водорослей или тины. Чистая вода, чистое дно. Единственное, чего мне не хватало- желтого песочка, к которому я привыкла на Каспии. Здесь берег был в таких острых камушках, что на них было больно наступать, да и полежать, подстелив полотенце, тоже не получалось.
Нам приходилось брать лежаки на всех и 1 зонтик.
По пляжу ходил абориген в сомбреро с огромным трехметровым надувным крокодилом и предлагал фотографироваться с крокодилом за деньги. Мы не удержались и не стали исключением.
А еще по пляжу ходили женшины и кричали: « Чача!Чача! Виноградная водка чача!» Но с чачей лучше не экспериментировать. Оказывается, на солнце стопка чачи действует просто мгновенно и потом человек с лежака сам слезть не в состоянии. Местная экзотика.
А еще один плюс Гагр- полное отсутствие комаров. Здесь, оказывается, растет огромное количество мандариновых деревьев. Они источают фетонциды, которые и отпугивают комаров. Поэтому не видно покусанных людей с расчесами.
Вот только сезон мандаринов еще не наступил, а остальные фрукты были ну очень дорого. Мы старались экономить. 10 дней без фруктов можно прожить.
Вечером мы ходили в центр Гагр. Там были комиссионные магазины и там можно было приобрести много интересного.
А еще мы купили гагаты. Все местные женщины ходили с такими бусами. Они одевались очень просто. Гладко забранные волосы, строгое платье темных тонов и обязательно- нитка гагатов. Оказалось, что гагаты по весу очень легкие, почти невесомые. Я до сих пор их храню и люблю поносить время от времени.
А еще мы ходили любоваться местными виллами. Это нас угораздило поселиться в неказистом двухэтажном домике, хоть и близко к морю. Но чуть дальше стояли такие роскошные дома, такой дивной красоты и архитектуры, что оставалось только догадываться, каким счастливцам они принадлежат. Боюсь, что комнаты по суткам там вряд ли сдавались.
10 дней пребывания на море быстро подошли к концу. Стоило нам дойти до ворот, как хозяйка уже деловито потащила сушиться матрасы из нашей комнаты. Значит, скоро она отправится за следующей партией курортников.
До свидания, Гагры!
До новых встреч!
Хочется верить, что мы еще вернёмся...