Сначала в аптеку, потом в магазин. Нужно помнить вкусы каждого. Кому-то хлеб только с отрубями. Один любит тепличные огурцы, другому — молоко только в пакетах. Между делом нужно забежать на почту — оплатить квитанции.
Как говорит соцработник из Твери Галина Спиридонова, тяжело только первые два месяца, потом втягиваешься.
Эта невероятно сложная профессия не по заслугам считается малопрестижной. Попробуйте хоть день пообщаться с людьми, страдающими расстройствами памяти, постоянными перепадами настроения, не говоря уже о серьезных недугах, немощи, одиночестве.
И все эти сложности в тверском регионе, да и как во всех остальных, - на хрупких женских плечах. Мужчин на такую работу никакими коврижками не заманишь: зарплата скромная, а нервов и беготни хоть отбавляй!
Накануне Дня социального работника, который отмечается в России 8 июня, PANORAMApro прожила день с Галиной Спиридоновой и оценила все трудности профессии.
Как белки в колесе
В Твери 73 человека оказывают социальные услуги на дому, их подопечных свыше тысячи. За этими цифрами - ежедневный труд людей, действительно увлеченных своим делом.
Купить и доставить продукты, убраться в доме, приготовить еду, проследить за состоянием здоровья — это лишь малая часть того, что входит в обязанности социального работника.
При этом адреса обслуживания могут находиться в разных концах города, и надо везде успеть: график у социального работника плотный, расписан по часам.
Немало проблем доставляют непонимание и неприятие со стороны окружающих. Галина Александровна признается, что их редко пропускают без очереди в магазинах, на почте. Не помогает даже удостоверение.
- Да я им особо не козыряю — нет смысла. Ничего страшного - постою, подожду. Нельзя портить себе настроение. Потом ведь к людям, - делится Галина Спиридонова.
Бывает, что добросердечный работник несет не семь допустимых килограммов продуктов, а больше, потому что подопечные решили запастись впрок.
- Безвыходных ситуаций не бывает, - с оптимизмом на жизнь смотрит наш соцработник. - Я, наверное, уже за три года подкачалась — тяжести мне не в тяжесть. Правда, была одна бабуля, которая жила далеко от магазина и много заказывала. Так я сумку на колесиках купила.
Как говорят сами соцработники, трудности профессии компенсирует осознание того, что они приносят людям радость и дарят душевное тепло.
Материальная компенсация за такой тяжелый труд небольшая, хотя на фоне средней зарплаты по области выглядит неплохо. Галина Спиридонова получает порядка 30 тысяч рублей за помощь четверым женщинам.
Она работает по будням. До обеда — в Южном, после - в Пролетарку. В двух семьях, которые обслуживает Галина Александровна, ситуация одинаковая — один лежачий, другой — колясочник.
Понятно, что зарплата зависит от объема работы. У работника на надомном обслуживании может быть один подопечный, нуждающийся во всех видах услуг. А может быть 17 пенсионеров, которым нужно только доставить продукты.
- Подопечные соцработников — люди, которые оказались в трудной жизненной ситуации, — пожилые, инвалиды, - говорит руководитель Центра социального обслуживания населения Твери Наталья Боброва. - Заслужить их доверие и благодарность порой бывает очень непросто, но женщинам, которые приходят к нам, удается подобрать ключик к сердцу каждого. А это дорогого стоит.
Дело случая
Галина Спиридонова — молодая, красивая, энергичная женщина. Ее пример разбивает стереотип, что в эту профессию идут исключительно предпенсионеры или те, кто не нашел себя в других сферах.
Она работу свою любит и на другую не променяет, хотя еще до недавнего времени трудилась в магазине.
- То, что я оказалась соцработником, — дело случая. Можно сказать, работа сама меня нашла. Я ухаживала за одной бабушкой. И как-то незнакомая девушка, которой я, по всей видимости, примелькалась, предложила мне делать то же самое, но официально. Девушка оказалась работником соцзащиты, и уже на следующий день мне позвонили, - вспоминает Галина Александровна.
Новому соцработнику сначала доверили покупку продуктов нескольким пожилым людям. Когда в Тверскую область пришел благотворительный фонд «Старость в радость», который взял шефство над лежачими людьми, соцработникам предложили подключиться к этой работе. Кто-то отказался, ну а Галина Ивановна согласилась. Как она признается, все новое ей интересно. Тверичанка обучилась всем тонкостям ухода за немощными людьми и начала обслуживать такие семьи.
Наше солнышко
У Галины есть свой дом, семья — мама, дочь-студентка и 8-летний сынишка. Но есть и другие дома, где ее уже считают своей. Для Марины Павловны Жушко Галина как дочь.
- По ней часы можно сверять. Здоровья ей, сил и терпения, мы на нее почти молимся, - говорит Марина Павловна. - Она внимательная, душевная. Все, что ни попросишь, сделает. И по дому приберется, и еды наготовит, и нас с мамой обстирает. Она и медсестра, и кухарка, и уборщица, и психолог. Мы без нее погибнем. Цены ей нет! Галина - наше солнышко.
Они живут вдвоем, мать и дочь, два инвалида. Детский церебральный паралич, диабет - с таким набором болезней тяжело делать даже элементарные вещи. Семье Жушко пришлось обратиться в органы соцзащиты два года назад, когда парализовало маму Марины Павловны — 87-летнюю Раниету Ивановну. До этого времени женщина сама ухаживала за своей дочерью, которая является инвалидом детства.
Несмотря на недуг, Марина Павловна успешно окончила филологический факультет ТвГУ, работала в местных изданиях и даже писала сказки. Два сборника вышли в печать тиражом в тысячу экземпляров. В мечтах пенсионерки опубликовать еще две книжки: они уже полностью готовы, дело в финансовой стороне вопроса.
- Вы видите, какие у меня замечательные бабулечки. Мне с ними интересно работать. Вот Клавдия Ивановна Бакастова, что в Южном живет, была школьницей во время войны. Ей сейчас 87. Но она помнит все до мелочей. Много интересных историй рассказывает, - делится Галочка, как ее нежно называют подопечные. - Стирка, уборка, глажка — это все мелочи. К каждому человеку нужно найти свой подход. Главное - понимать их и чувствовать, что им нужно, ведь мы работаем с самыми уязвимыми жителями города.
Поговорить, поделиться, обсудить — это порой самое важное для людей, которые заперты в четырех стенах. Одинокие люди ждут этого больше всего. За разговором можно и щи сварить, и полы вымыть.
Но самые трудные моменты в работе, по словам Галины Александровны, в основном связаны со здоровьем подопечных, когда нужно действовать незамедлительно — вызывать «скорую» или самостоятельно оказывать первую помощь.
Таких случаев в практике соцработника немного, но они есть. Было такое, когда колясочница Марина Павловна упала и самостоятельно подняться не смогла. На часах — начало десятого вечера. Женщина звонила и в «скорую», и родственникам. Но помощь оказала Галина Александровна: она оперативно приехала на такси, подняла пенсионерку, помогла, успокоила.
Тяжело видеть, как борются
- Наверное, это мое призвание — быть социальным работником, - размышляет Галина Александровна. - Всю жизнь проработала в другой сфере, и вот только сейчас, видимо, поняла, для чего предназначена — чтобы помогать людям, которым тяжело себя обслуживать, которым важно знать, что они не брошены и не забыты. Приятно видеть улыбки на лицах этих людей, когда понимаешь, что делаешь их жизнь светлее. Но вместе с тем это и трудно - пропускать через себя их состояние, одиночество. Тяжело видеть, как они борются за жизнь.
Для Галины это не просто работа, а человеческий долг. Кто-то ждет от нее реальных дел, другие - простого человеческого участия, доброго слова, сопереживания в трудную минуту.
- Я счастливый человек, занимаюсь тем, что по душе. Да, порой бывает непросто. Но главное в нашей профессии - терпение и любовь к людям. Мой отец говорил: во всех ситуациях оставайся человеком и живи по совести. Его уже нет 10 лет. Но эти слова всегда со мной, - признается обычный соцработник Твери и необычный человек с огромным сердцем и светлой душой.
Елена ТИХОНОВА