Найти тему

Зенитная ракета нацистов Hs-117 Schmetterling. WWII

Hs-117 Schmetterling

Вскоре после Вернера фон Брауна идеей создания управляемой ракеты для поражения самолетов противника «загорелись» на фирме Henschel. Доклад о перспективах такой техники и примерный облик будущего проекта «Хеншеля» был представлен Рейхсминистерству авиации в 1941 году. Однако в то время в немецком руководстве главенствовало убеждение о полном и окончательном превосходстве Люфтваффе в воздухе и начинать полноценный проект не разрешили. Тем не менее, Henschel в инициативном порядке продолжили работать над новой темой. Проект получил название Hs-117 Schmetterling («Бабочка»). Из-за отсутствия государственной поддержки создание «Бабочки» шло туго – приходилось выкраивать средства. Однако к 43-му проект был в достаточной степени готовности, когда про него внезапно вспомнили военные. Регулярные англо-американские бомбардировки объектов в глубоком немецком тылу сильно досаждали немцам, да и мешали повышать производственные показатели. К тому же, к 1943-му на Восточном фронте сложилась весьма неприятная для немцев ситуация: ВВС Советского Союза после откровенно провальных первых месяцев войны смогли восстановить силы и к середине войны стали реальной силой, с которой нельзя было не считаться. Требовалось некое «вундерваффе», которое поможет снова взять инициативу в воздухе. В качестве одного из вариантов был выбран проект фирмы «Хеншель».

Hs 117 «Шметтерлинг» (экспонат в Национальном музее авиации и астронавтики США)
Hs 117 «Шметтерлинг» (экспонат в Национальном музее авиации и астронавтики США)

Надо заметить, почти с самого начала «Бабочка» Hs-117 мало походила на ракету. Этот аппарат гораздо больше напоминал самолет. Это был среднеплан с длиной фюзеляжа около 4 метров и с размахом крыльев порядка двух метров. Когда рассматриваешь Hs-117, первым делом взгляд задерживается на необычном носу этого аппарата. Его заметная «двойная» форма обусловлена тем, что в одной половине обтекателя размещена боевая часть, а в другой – электрический генератор с крыльчаткой. Генератор вырабатывал необходимый для аппаратуры ракеты-самолета ток.

Поскольку на определенном этапе своего создания «Шметтерлинг» виделся конструкторам ракетой, то и двигатель предлагалось использовать соответствующий. Это был жидкостный ракетный двигатель, работающий на топливной паре «тонка – азотная кислота». Топливо «Тонка-250» представляла собой смесь ксилидина и триэтиламина в равных пропорциях. Так же, как и на Wasserfall, топливная смесь Hs-117 была самовоспламеняющейся, что позволяло немного упростить конструкцию двигателя, а также, с учетом примененного состава, привести соотношение тяги и расхода к приемлемым значениям. В то же время, ЖРД ракеты-самолета Hs-117 при достаточных для полета показателях тяги все же не мог обеспечить нормальный взлет и разгон. Так, двигатель BMW 109-558 выдавал тягу всего в 375 кгс, что было явно недостаточно для взлета 420-килограммового аппарата. Поэтому запуск «Бабочки» планировалось осуществлять при помощи твердотопливных стартовых ускорителей. Подача топлива и окислителя в камеру сгорания для экономии веса и внутренних объемов обеспечивалась не насосами, а аккумулятором давления, представлявшим собой баллон со сжатым воздухом.

Боевая часть ракеты-самолета Schmetterling имела в своем составе 22-килограммовый заряд аммотола и несколько сотен готовых осколков. Еще в ходе конструкторских работ инженерам фирмы «Хеншель» стало ясно, что имеющиеся системы наведения просто не в состоянии обеспечить такую точность, при которой 22 килограмма взрывчатки будет достаточно. Пришлось увеличить заряд до 40 килограмм. Это позволило рассчитывать на удовлетворительное поражение цели с доступной точностью наведения. Взрыватель боевой части «Шметтерлинга» срабатывал по команде с земли, но до самого конца работ предпринимались неоднократные попытки установить на Hs-117 радиовзрыватель.

-2

Наведение зенитной крылатой ракеты Hs-117 с самого начала предполагалось осуществлять исключительно по командам с земли. В начале проекта в качестве основного средства передачи команд с пульта на ракету рассматривался проводной канал. Он позволял значительно удешевить электронику боеприпаса и наземной части комплекса. В то же время, провод сильно ограничивал максимальную дальность полета ЗУР и имел склонность к обрывам. Если вторую проблему можно было относительно просто решить в будущем подбором материала провода или его изоляции, то увеличение дальности требовало большего количества провода и, как следствие, значительно усложняло использование комплекса и его надежность. Поэтому уже в первой половине 42-го конструкторы «Хеншеля» все же пришли к радиокомандной системе управления. В итоге наведение стало выглядеть так: оператор, находясь за пультом управления, при помощи оптических приборов производит наблюдение за полетом цели и Hs-117, а также производит корректировку курса ракеты-самолета. Соответственно, точность наведения напрямую зависела от умений оператора и погодных условий, в которых производился обстрел вражеских самолетов.

В мае 1944 года зенитная ракета Hs-117 Schmetterling отправилась на испытания. Всего за месяц испытатели Henschel успели провести почти 60 пусков. Результаты испытаний «Шметтерлинга» оказались значительно лучше пробных пусков Wasserfall: аварийными оказались чуть более половины всех запусков. По результатам этих испытаний военное руководство Германии пришло к выводу о больших перспективах Hs-117 по сравнению с проектом «Вассерфаль». Начало серийного производства новой ЗУР планировалось на декабрь того же 44-го. Однако ряд проблем экономического и производственного характера позволил подготовить производство только к январю следующего 1945 года. Само собой, в условиях того времени о начале производства новой сложной техники оставалось только мечтать. В итоге необходимые для обороны Германии 600 батарей «Шметтерлингов» так и остались не более чем планами.

Все материалы по проекту Hs-117 попали только советским инженерам. По имеющимся немецким документам было собрано несколько экспериментальных аппаратов под названием Р-105. Испытания на полигоне Капустин Яр подтвердили превосходство «Бабочки» над другими немецкими проектами зенитных ракет. Однако перспектив у нее, по мнению советских инженеров и военных, не было. Немецкие наработки были учтены, но тематика зенитных крылатых ракет не получила продолжения.

Технические характеристики:
Длина – 4 м.
Диаметр фюзеляжа – 0,33 м.
Размах крыла – 2 м.
Стартовая масса (без ускорителей/с ускорителями) – 420/590 кг.
Максимальная дальность пуска с 22-кг БЧ – 32 км.
Максимальная дальность пуска с 40-кг БЧ – 12 км.
Максимальная высота поражения с 22-кг БЧ – 10,5 км.
Максимальная высота поражения с 40-кг БЧ – 5 км.
Скорость после отцепки ускорителей – ок. 1100 км/ч.
Скорость с маршевым двигателем – ок. 900 км/ч.