Понять страну, город, людей — это прикоснуться к их культуре, сделать что-то так же, как и они, попробовать их жизнь на вкус. Где это можно сделать? Конечно, на местном рынке. Даже в самом цивилизованном, высокотехнологичном городе найдется такой народный закуток. А что говорить о городах Центральной Азии, где базар исторически становился градообразующим предприятием? Таджикистан, Душанбе, Мехргон — приехать в страну, посетить ее столицу и отправиться на самый восточный базар — так выглядят эти три слова. Эх, где же времена Шахерезады? Она бы явно не в покоях шаха выступала, а выбрала себе в концертные площадки душанбинский рынок Мехргон.
Мехргон – это музей, где продают еду. Именно такое определение уникального душанбинского рынка полностью соответствует истине и раскрывает сущность древнего-нового восточного базара.
Душанбинский рынок Мехргон на базар похож меньше всего. Он больше напоминает дом правительства или театр. Огромное трехэтажное здание с белоснежными колоннами и высоченными арками окон, отражающих синее небо, смотрит на горожан торжественно и даже несколько снисходительно.
«Я — базар?» — слышится от здания с некоторым разочарованием. Но после паузы: «Да, я базар! Самый новый, самый вкусный, самый сухофруктовый базар Таджикистана!».
Величественные своды дворца хранят вкус уникальной страны. Несмотря на молодость, Мехргон оброс интригами и тайнами не хуже средневековых замков. Мехргон появился в Душанбе к концу 2014 года. Проект общей площадью 30 тысяч квадратных метров обошелся строительной компании в 40 миллионов долларов, о стоимости же внутреннего убранства базара-дворца, достойного падишахов, история скромно умалчивает. Хотя, зная затраты на строительство и, увидев все это великолепие внутри, можно смело предположить, что отделка интерьера обошлась во столько же и еще раз во столько.
Еще в 2010 году торговцы возмущались будущим открытием рынка. Из-за густоты застройки другой старый рынок, Баракат, был перенесен на окраину города, а на его месте выросла столичная опера. Торговцам предложили занять места на новом базаре, но этого не случилось. Тогда власти закрыли еще один рынок, Шохмансур, серьезно взявшись за строительство и реконструкцию Мехргона.
Продавцам ничего не оставалось, как согласиться торговать на новом рынке, попутно возрождая славу самых знаменитых базаров Душанбе. И это им удалось. Мехргон за несколько месяцев стал самым красивым и удобным рынком Центральной Азии. А великолепное здание сохранило восточный колорит базара, где вместо узких улочек и лотков-корзинок появились интерьеры ханских дворцов.
Сегодня на рынок можно приезжать даже не за покупками, а за восторгом. Потрясающие колоннады, террасы и балкончики, украшенные изразцами и плиткой, искусная лепнина, тончайшие деревянные узоры, повторяющие орнаменты джурабов — традиционных вязаных носков, символа Памира. Невероятной яркости освещение, «пронизывающее» фрукты насквозь. Идеальная чистота, так как полы и стены на рынке моются несколько раз в день.
Но если вы пришли за покупками, то приготовьтесь нещадно торговаться. Туристов торговцы вычисляют на раз, и товар по завышенной цене вам обеспечен. Но как только продавец понимает, что вы «в теме», стоимость продуктов тает, как таджикская курага во рту.
Стоит внимательно изучить знаменитые сухофруктовые ряды. Ценители утверждают, что вкуснее кишмиша и кураги вы просто не найдете. А разве есть что-то лучше орешков, тутовника и лимонов из Таджикистана? Даже не в сезон вяленый тутовник, черный и белый, обязательно будет на прилавках.
А как сияют «таджикские сухарики» — прозрачные ломтики особого сорта лимона, впитавшие в себя не только уникальный восточный воздух, но и знойное солнце, которое сделало их еще вкуснее. Вяленая вишня продается на Мехргоне круглый год. Вы сразу увидите ее: миниатюрные рубиновые ягодки, невероятно прозрачные на свету. Драгоценные камни, не меньше! Оттого и спрос на них круглый год — жаркое таджикское солнце смягчает кислинку, делая вишню вязко-сладкой.
Из орехов в Мехргоне стоит купить грецкие, пекан, фисташки, миндаль, арахис, а еще абрикосовые косточки или каштаны. Все свежайшее, натуральное. Бывают орешки сырые и жареные, сладкие и соленые — покупайте любые, не прогадаете.
И традиционное царское угощение — косички сушеной дыни, идеальное лакомство! Каждая косичка со своим вкусом: таджикские умельцы никогда не смешивают сорта, сохраняя истинный вкус золотой дыни. Косичек в Мехргоне вам предложат не менее двадцати: цвета темного янтаря — согдийские, почти прозрачные, цвета льна — бадахшанские, ярко-оранжевые, немного волокнистые — хатлонские. Продавец не только угостит каждым сортом, но и научит различать их по внешнему виду. Просто песня вкуса!
Мехргон – древнейший праздник сбора урожая, берущий начало в зороастризме. Мехргон происходит от слова «мехр», что означает любовь, свет, искренность. В священной книге зороастризма «Авеста» ему посвящен один из самых длинных и красивых гимнов «Михр-яшт». Это праздник с его богатыми традициями воспевали Рудаки, Низами и Навои.
Абу Райхан Бируни писал: «Они считают Михржон символом возрождения и конца мира (когда, согласно зороастрийским представлениям, бессмертные души обретут новую плоть и воскреснут), потому что именно в Михржон все растущее достигает совершенства». Во время празднования Мехргона столы с угощениями покрываются красной скатертью, что символизирует достаток и радушие.
Ежегодно с начала сентября целый месяц на рынке Мехргон проходит республиканский Фестиваль дыни. В роскошном павильоне дехкане регионов Таджикистана выставляют на пробу и продажу уникальные сорта. И к каждой купленной дыньке покупатель обязательно получит подарок – вяленую косичку. именно этого сорта.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.