Сегодня «Российская газета» опубликовала интервью с бывшим губернатором Санкт-Петербурга, а ныне председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгием Полтавченко. Руководитель рассказал много интересных вещей. И о успехах ОСК, и о переезде корпорации в Петербург. Но о некотором предпочел умолчать.
Прежде всего Полтавченко отметил прогресс корпорации. В 2019 году впервые в истории ОСК полностью выполнила сдаточную программу по Гособоронзаказу.
С 2008 по 2013 год корпорация построила 11 и отремонтировала 7 кораблей, с 2014 по 2018 год - 31 и 23 соответственно. Рост составил более чем в два раза.
По гражданской тематике рос также впечатляющий. С 2008 по 2013 год корпорация сдала заказчикам 45 гражданских судов, с 2014 по 2018 годы - 66 заказов. Сейчас же на верфях ОСК строятся 73 гражданских судна.
Кроме того, Георгий Полтавченко отметил, что «мы сейчас строим и проектируем большое количество рыболовецких траулеров, рыбообрабатывающих и морозильных судов». Правда кто это «мы» Георгий Сергеевич не уточнил.
Вдвойне странно, потому как основной объем КБ, которые занимаются разработкой рабоче-конструкторской документации для рыболовных судов не входят в ОСК. А концепт-проекты так и вовсе на 99% иностранной разработки (мы подробно разбирали это здесь). Но главное далее.
Строим долго
К сожалению, постоянные срывы сроков заказов стали синонимами работы не только ОСК, но и в целом отечественной судостроительной промышленности.
И если ввод в строй атомных ледоколов может подождать (материал о срыве сроков сдачи атомоходов на Балтийском заводе), да и уплаты штрафов одна госкомпания у другой просить не будет, то у рыбаков со сроками все строго. Деньги на постройку судов, как правило, заемные или лизинговые, поэтому платить банкам надо в любом случае. И каждый день просрочки контрактов выливается в огромные убытки. В период 2017-2019 годах только проценты за привлеченные кредиты и обслуживание банковских гарантий у рыбаков составили не менее 10 – 12 млрд рублей.
И свои финансовые обязательства заказчики перед верфями выполняют на 100%.
У верфей дела хуже. К 2022 году российские судостроительные заводы (не только ОСК) должны построить 43 промысловых судна. Но пока сдано только два судна.
Из этого объема верфи уже подтвердили срыв сроков на 27 заказах. А так как стапельные места заняты, то наверняка сорвется и закладка предполагаемых в 2021 году еще 16 «рыбаков». В среднем отставание от графика от полутора до двух лет.
В частности на полтора года отстает программа строительства на Выборгском судостроительном заводе, на более чем 6 месяцев отстают Адмиралтейские верфи. Аналогичная ситуация на частном ЛСЗ «Пелла», где срок сдачи сдвинулся почти на два года.
Как не так давно сообщал портал PortNews, Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров уже обсуждает проблему с Минпромторгом. Рыбаки перешли от просьб внимательнее относиться к контрактным обязательствам к изучению возможности расторжения контрактов.
Можно сколько у годно говорить про то, что были ошибки на стадии заключения договоров, повысилась курсовая разница, не хватает специалистов и т.д., но судостроение -- это отрасль обслуживания.
Корабелы строят суда не просто так в воздух, они выполняют потребности заказчиков. Если заказчик не получает то, что нужно здесь, он пойдет за рубеж. В Турции, Хорватии и Китая, где до этого, уже в современной истории России, строились такие суда, стоимость была ниже и сроки исполнялись. Опять же, к сожалению.
Полный текст интервью с Георгием Полтавченко размещен на сайте РГ.