Языческие верования живы в нас до сих пор, хотя мы можем не отдавать себе в этом отчета, они выживают и ассимилируются в религиях. Какие приметы знаете вы и следуете ли им?
ЗЕМЛЯ ГЕСЕРА
* ГЕСЕР (тюркск. Geser) – герой сказаний. Сын неба, дух гор, божественный всадник, истребляющий демонов и чудовищ, заступающийся за слабых и угнетенных. С неба он получил чудесного скакуна и свое имя.
Когда речь заходит о Бурятии, все сразу вспоминают про Байкал (по территории республики проходит большая часть его береговой линии). Однако Бурятия – это не только самое глубокое озеро на планете. Это, например, Великий Чайный путь, истоптанный миллионами ног людей, лошадей и верблюдов. Это #шаманы и буддийские #монахи. Все ли знают, что в республике находится сакральный центр российского буддизма, а знаменитый Иволгинский дацан, который вернули к жизни сразу после Великой Отечественной войны, был единственным действующим храмом в Советском Союзе?
До буддизма #буряты почитали главным божеством Вечно Синее Небо. А поскольку они верили, что «огонь – это искра, упавшая с небес», то и к очагу у них особое отношение. Буряты считают огонь священным: его ни в коем случае нельзя касаться ножом или другим острым предметом, брызгать в него молоком, наступать на угли ногами, давать огонь своего очага в чужой дом. Ни одно празднество, ни одно событие в жизни бурят не обходилось без кострища. А перед разжиганием огня человек обязательно мыл руки. Буряты полагали, что пламя способно очищать от вредных мыслей и злых духов. Поэтому раньше все подвергалось очищению огнем.
Представления бурят об окружающем мире, безусловно, сказались на здешней медицине – разве где-то у нас есть еще врачи, которые по биению пульса могут диагностировать свыше трехсот болезней? А бурятские #предания стали отправной точкой для появления целой плеяды новых ярких имен в современном искусстве: вспомним хотя бы о художниках Даши Намдакове и Зорикто Доржиеве, чьи работы давно уже хранятся в фондах Эрмитажа, в крупнейших музеях Китая, США, Германии, Франции, Японии, Швейцарии, Бельгии и других стран мира.
Игорь Глушко
Статья опубликована в № 7 журнала "Неизвестная Сибирь".