Приведу мнение двух исследователей на эту тему. Аудиоверсия Евангелия от Фомы в конце текста.
Николь Дензи Льюис- доцент, Университета Брауна.
Очевидно ли, что Евангелие от Фомы - это гностический текст? Не так быстро. Во-первых, ученые недавно исключили категорию гностицизма, отметив, что этот термин был изобретением 17-го века, которое никогда не появлялось в древности. Прилагательное «гностический» не должно было означать ничего загадочного или подрывного для древних людей, потому что различные авторы (включая, как известно, христианина третьего века, Климента Александрийского) использовали его, чтобы описать себя. Тем не менее, многие христианские тексты второго века имели гнозис в качестве своей цели.
Но есть еще одна проблема с характеристикой Евангелия от Фомы как гностического. Основываясь на его текстовых особенностях, многие ученые датируют его еще Евангелием от Марка. Евангелие от Фомы делится многими высказываниями с новозаветными Евангелиями, но с меньшей сложностью и без повествовательной основы. Например, Иисус сравнивает Царство Божье с горчичным зерном . В синоптических евангелиях содержится более длинная версия одного и того же высказывания, где каждый писатель добавляет несколько подробностей о природе дерева и о птицах, которые в нем садятся (Мф 13:31, Марка 4: 30-32, Луки 13: 18- 19). Согласно принципам критики форм, согласно которым короткие высказывания, как правило, со временем становятся длиннее, высказывания Евангелия от Фомы могли быть написаны раньше, чем те же синоптические высказывания. Возможно, Евангелие от Фомы было прото-Евангелием или даже источником наших канонических Евангелий. В этом случае это был бы единственный христианский текст гностиков первого века - практически все другие христианские тексты, целью которых является гнозис, относятся ко второму или третьему столетиям.
Недавно ученые Марк Гудэйкр и Саймон Гатеркол утверждали обратное - что высказывания Евангелия от Фомы являются сокращенной версией более ранних канонических высказываний Евангелия. Нет убедительных доказательств того, что короткие евангельские высказывания со временем стали длиннее. Возможно, автор Евангелия от Фомы считал, что было бы приемлемо опустить некоторые детали - например, о тени, отбрасываемой горчичным деревом - чтобы добраться до сути притчи. Эта теория выдвигает дату Евангелия от Фомы гораздо позже, вероятно, ко второму веку. Он поддерживает аргумент о том, что Евангелие от Фомы является гностическим, поскольку именно в этот период было написано и распространено много так называемых христианских гностических текстов. Многие из этих текстов разделяют характерную идею: самопознание спасительно. Как говорит Иисус в Евангелии от Фомы: «Царство внутри вас и вне вас. Когда вы узнаете себя, тогда вы станете известными, и вы поймете, что это вы - сыновья живого отца ». Источник
Дейрдре Гуд - профессор Нового Завета в Общей теологической семинарии в Нью-Йорке.
Вместе с тысячами других людей я недавно изучила первую страницу коптского текста Евангелия от Фомы из Кодекса 2 Библиотеки Наг-Хаммади, предоставленного в аренду в Коптском музее в Каире, на выставке под названием «В начале: Библии до года». 1000 в Смитсоновской галерее Саклера в Вашингтоне, округ Колумбия. На этой выставке страницы из Евангелия от Фомы и Кодекса Синайского стоят рядом с фрагментами папируса писем Павла из Библиотеки Честера Битти в Дублине, как это было в древнем мире. Люди в первые три столетия читали Фому вместе с другими Евангелиями и посланиями Павла. Они не маркировали их.
Когда кто-либо идентифицирует Евангелие от Фомы, Марии и Филиппа как «гностическое», он видит за такими текстами утверждение, что сотворение этого мира является ошибкой, вызванной низшим божественным существом, а не трансцендентным истинным Богом. Те, кто знает эту истину (гнозис = знание, интуиция) о человеческом существовании и кто понимает ее значение, являются "гностиками". Хотя в библиотеке Наг-Хаммади есть много гностических текстов, не все из них разделяют эту точку зрения. Посудите сами, разделяется ли это Евангелием от Фомы.
Название «Евангелие от Фомы» находится в конце текста. Это Евангелие состоит из 114 высказываний Иисуса: мудрых высказываний, пророческих высказываний и притч. Некоторые знакомы (притча о сеятеле, притча о винограднике), а другие нет (притча о пустом сосуде: «Иисус сказал:« Царство [Отца] подобно некой женщине, которая несла [сосуд], полную еды. Пока она шла [по дороге], все еще на некотором расстоянии от дома, ручка кувшина сломалась, и еда вылилась за ней [на] дороге. Она не осознавала этого; она не заметила несчастного случая. Добравшись до дома, она поставила кувшин и обнаружила, что он пуст.)
Каждое Евангелие от Марка и Фомы содержит версию притчи Иисуса о сеятеле. Но в то время как автор Евангелия от Марка помещает притчи Иисуса в более широкий контекст служения Иисуса, особенно его смерти, автор Евангелия от Фомы передает слова Иисуса вообще без рамки. Для Марка притчи Иисуса провозглашают имманентность Божьего правления в контексте всей жизни Иисуса. Для Фомы тот, кто найдет толкование слов Иисуса, не вкусит смеPти.
Ученики Иисуса в Марке и Фоме находят его высказывания и притчи загадочными и запутанными. Марк раскрывает значение притчи о сеятеле как истории о том, как люди слышат слова Иисуса и толкуют его смеPть, а Фома предлагает, чтобы понимания слов Иисуса было достаточно само по себе. Фома описывает это исследование: слушатель переходит из состояния слуха в поиск и находку, затем в беспокойство, в удивление и, наконец, в царствование и (в греческой версии Фомы) отдых.
Как повествования о жизни Иисуса (древние биографии) в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна могут принадлежать к тому же жанру, что и собрание из 114 высказываний Иисуса в Евангелии от Фомы? Потому что жанр «Евангелие» может включать в себя коллекции высказываний, подобные тем, которые были найдены в книге Фомы, Филиппа и «Диалог Спасителя» в библиотеке Наг-Хаммади, и повествовательные Евангелия, такие как Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Отдельные ученики демонстрируют понимание высказываний Иисуса в Евангелиях со своими именами: Фома в Евангелии от Фомы, Мария в Евангелии от Марии, Петр в Евангелии от Матфея, любимый ученик в Евангелии от Иоанна. В некоторых Евангелиях (Евангелие от Марии) ученик описывает видение мира за пределами этого, открывая знание о низших источниках нынешнего существования. Мария демонстрирует, что у нее есть понимание небесных реальностей. Она "женщина, которая знает все", то есть "гностик". В таких случаях мы будем называть Евангелия, такие как Филипп, Мария и Диалог Спасителя, «гностическими».Источник.